Представители России отчитались в ООН о соблюдении прав человека и активном развитии гражданского общества

Замглавы Минюста Андрей Логинов презентовал в ООН новый доклад о правах человека в России. Он рассказал о борьбе с коррупцией, расизмом и нетерпимостью, а также пожаловался на давление, которое начали оказывать на РФ после 24 февраля 2022 года.

Документ состоит из 244 пунктов того, что российская сторона посчитала «поощрением и защитой прав и основных свобод человека». Доклад во многом перечисляет формальные действия властей РФ за время её существование, включая, например, создание должностей Уполномоченных по правам человека и по правам ребёнка. Примечательно, что Мария Львова-Белова, которая занимает пост уполномоченной по правам детей, на данный момент официально разыскивается Международным уголовным судом в Гааге за перемещение детей с оккупированных территорий Украины. Путин, фактически, считается её сообщником.  

«Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Органами государственной власти РФ продолжается последовательная работа по совершенствованию и укреплению механизмов защиты прав человека. Защита прав человека осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент», — говорится в документе. 

В отчёте авторы отчитываются о том, как Кремль ведёт «активную работу в области борьбы с коррупцией» и совершенствует законодательство для повышения эффективности мер по её искоренению. После начала войны в России засекретили декларации о доходах сотрудников правительства, АП, а также депутатов и сенаторов. Мера коснулась даже региональных парламентов. Правительство засекретило статистику по добыче нефти и газа. Треть расходов бюджета с начала 2023 года также не находится в открытом доступе. Ряду компаний разрешили не раскрывать финотчетность. Эффективно проверять действия властей и бороться с коррупцией стало сложно, если не невозможно.

Помимо прочего, в Минюсте гордятся тем, как власти борются с «расизмом, ксенофобией, агрессивным национализмом, этнической и религиозной нетерпимостью, неонацизмом и фальсификациями истории». Недавно, после прорыва юдофобски настроенной толпы на взлётную полосу аэропорта Дагестана, глава республики заявил, что погромщиков, которые ничего не повредили и не участвовали в столкновении с полицией, не будут судить.

Примечательно, что, согласно документу, сотрудники российских силовых структур «на регулярной основе проходят профессиональную подготовку по вопросам борьбы с расовой дискриминацией и профилированием». Недавно сообщалось, что сотрудников ДПС Екатеринбурга, которые сидели в своей машине и смотрели на убийство чернокожего студента, но ничего не предприняли, наказали исключительно увольнением.

В отчёте также говорится о росте практики выбора судами мер пресечения, «не связанных с заключением под стражу» (запрет действий и домашний арест). К концу прошлого года столичные СИЗО оказались переполнены на 22%. Даже в Госдуме поддержали запрет на отправление в СИЗО за ненасильственные преступления небольшой и средней тяжести.

В документе говорится об «активном развитии гражданского общества» и «гарантий свободы совести». При этом там не упоминается, что, например, в августе Мосгорсуд ликвидировал «Сахаровский центр», который действовал на территории России с 1996 года и считался одной из самых влиятельных правозащитных организаций. Такая же участь ранее постигла «Мемориал».

В документе умолчали и о других нарушениях прав человека. Там нет никакой оценки фактическому запрету на «одобрение» и обсуждение ЛГБТ, которую теперь считают наказуемой «пропагандой». В отчёте не упоминается положение прав мобилизованных, которые не смогут вернуться из зоны боевых действий до конца войны. Ожидаемо, там не обсуждаются увеличение штрафов за неявку в военкомат и образовавшийся в России  дефицит жизненно необходимых лекарств.

Тем не менее, Логвинов коснулся темы войны. По его словам, Кремль проводит свою СВО «на основании статьи 51 Устава ООН». При этом Москве не нравится «беспрецедентное санкционное давление» и «неправомерные ограничения участия страны на различных международных площадках», которые последовали за вторжением.

После окончания презентации доклада несколько европейских стран выразили «серьёзную озабоченность» правами политзаключенных, преследованием журналистов и законом об «иноагентах». Тем временем, представители более авторитарных режимов поддержали Логинова.