Россия увеличила нефтегазовые доходы бюджета после введения «ценового потолка» G7 — WSJ
Потолок цен на энергоносители, в частнотси, на нефть, оказался неэффективен — сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на российскую статистику. Эксперты говорят, что от ограничений страдают только конечные потребители. Источники отмечают, что американские чиновники «изо всех сил» пытаются расширить свои полномочия и сделать ограничения эффективными, однако неизвестно, насколько у них это получится.
Журналисты подтвердили опасения о том, что находящийся в распоряжении Кремля «теневой флот» танкеров позволяет России активно экспортировать нефть на глобальный рынок, в том числе — в развитые страны. Согласно опубликованной российскими властями статистике, в октябре чиновники начали собирать более чем на 100% больше налогов на нефть и газ по сравнению с сентябрём, и на 25% больше, чем годом ранее.
«Сначала санкции работали так, как и ожидалось, но Москва нашла способы их обойти, перекачивая нефть на флот устаревших танкеров, на которые санкции действуют ограниченно. Скидка, с которой Россия продает свою нефть по отношению к мировым ценам, сократилась, что увеличило военный бюджет РФ», — пишут в WSJ.
Источники издания говорят, что американские чиновники до сих «изо всех сил пытаются укрепить своё экспериментальное вмешательство» на мировые рынки нефти. Заявляется, что Штаты разрабатывают «дополнительные способы обеспечения соблюдения правил» трейдерами нефти. Вероятно, Вашингтон также попытается усложнить использование «теневого флота» Москвой, сделав процесс «более дорогостоящим». Подробностей предлагаемых мер пока нет.
Можно предположить, что выводы основаны на недавних отчётах и пресс-релизах Минфина, согласно которым в октябре этого года реальный объём поступлений в бюджет от продажи энергоносителей превысил прогноз на 37,8 миллиарда рублей. Как отмечают в РБК, октябрь стал первым месяцем, когда прогноз по допдоходам был превышен: в августе и сентябре реальные доходы от экспорта нефти и газа были ниже тех, что ранее спрогнозировали в ЦБ и Минфине.
При этом на прошлой неделе власти сразу сообщили, что потратят «лишние» деньги на покупку иностранной валюты. Ранее Кремль обязал ряд крупных госкомпаний обменивать часть выручки в твёрдой валюте на рубли, но засекретил список предприятий, которые попали под это требование.
«Таким образом, совокупный объем средств, направляемых на покупку иностранной валюты и золота, составляет 621,1 миллиарда рублей. Операции будут проводиться в период с 8 ноября 2023 года по 6 декабря 2023 года, соответственно, ежедневный объем покупки иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 29,6 миллиарда рублей. В целях снижения волатильности финансовых рынков Банком России приостановлена трансляция покупок иностранной валюты на внутренний валютный рынок с 10 августа 2023 года и до конца 2023 года», — говорилось в одном из пресс-релизов Минфина.
Предположение о «теневом флоте» танкеров появились ещё до официального введения «ценового потолка». Проект представляет собой несколько судов, которые регистрируют в «нейтральных» юрисдикциях, которые не относятся к G7 и Австралии. Для тех же целей использовали смешивание и «перевалку» нефти с одного танкера на другой. Известно, что методика уже сработала в 2022 году и позволила Кремлю продать нефти в одну только Великобританию на 237 миллионов долларов. Ситуацией воспользовались Китай, Турция и Индия: последняя также стала одном из крупнейших посредников при продаже российских энергоносителей.
G7 и Австралия согласовали «потолок цен» в 60 долларов за баррель на российскую нефть в начале декабря. В феврале начали действовать ограничения на экспорт нефтепродуктов. Сначала заявлялось, что экспорт российских нефтепродуктов упал на треть за неделю действия «ценового потолка». Вскоре выяснилось, что РФ продолжает продавать нефть по ценам на 23% выше введённых предельных значений. Вывод также подтвердился в августе.