13 октября 2025, 20:41
Нидерланды захватили китайское предприятие по производству чипов Nexperia из-за «выявленных нарушений». Чиновники две недели молчали об этом
Минэкономики Голландии тайно отобрало активы у китайской компании Nexperia и теперь управляет им само. Об этом говорится в пресс-релизе на официальном правительственном портале, выпущенном через две недели после фактической национализации. Дата национализации совпала с расширением санкций со стороны США, но не упоминается в заявлении.
На предприятиях Nexperia работает свыше 10 тысяч сотрудников. До 2017 года юрлицо входило в состав NXP, бывшего подразделения Philips по производству микросхем. В 2018 году китайская компания Wingtech купила компанию за примерно 3,63 миллиарда долларов. Штаб-квартира осталась в Неймегене. Компания владеет заводами в Манчестере и Гамбурге, а также в Китае, Малайзии и на Филиппинах. Они занимаются поставками дешёвых чипов для промышленности, в том числе для автомобилестроения.
В прошлом году, уже после победы Трампа, администрация Байдена внесла Wingtech Technology Co. (вместе с JAC Capital и Wise Road Capital) в санкционные списки за связи с КНР. Как заявили чиновники, компания участвовала в «оказании содействия правительству Китая в приобретении предприятий, обладающих чувствительными возможностями по производству полупроводников, критически важными для оборонной промышленности США и их союзников, с целью перевода этих предприятий в Китай для содействия развитию экосистемы производства полупроводников». Фактически, компанию наказали за само желание выпускать микросхемы.
В конце сентября Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли администрации Трампа выпустило новые экспортные правила касательно «списка конечных пользователей военного назначения» (MEU). В него входят «представляющие угрозу для нацбезопасности» фирмы, ведёт его Белый дом. По старым правилам, такие компании не могут закупать американские товары из ряда категорий (сырьё, электроника, компьютеры, станки, устройства связи и так далее), пока фирма-экспортёр не получит лицензию от американского государства. Согласно новой концепции, тот же запрет распространяется на любые фирмы, которыми хотя бы на 50% владеет фирма из MEU. Wingtech имеется в этом списке.
На этом фоне началось обсуждение того, что будет с Nexperia. В компании заявили, что уже предприняли меры для обеспечения непрерывного производства и пообещали обжаловать санкции в судах США.
Принять такие меры завод не успел: как сообщает правительство, сразу после выпуска 30 сентября 2025 года, министр экономики Винсент Карреманс использовал положения местного закона Wbg, чтобы национализировать компанию. Власти молчали о том, что отобрали имущество, на протяжении двух недель. Как утверждает правительство, решение принято в связи с «серьёзными административными нарушениями, выявленными» на производстве. О чём именно идёт речь, не указано, однако, как утверждают чиновники, действия руководства Nexperia представляли угрозу «преемственности и сохранению важнейших технологических знаний и возможностей на голландской и европейской территории». Решение просто удачно совпало с санкциями США.
«Применение министром Закона о доступности товаров является крайне исключительным. Решение о применении Закона было принято только в связи со значительным масштабом и срочностью недостатков управления в Nexperia. Правительство применяет эту меру только в случае крайней необходимости. Применение настоящего Закона в данном случае направлено исключительно на предотвращение недостатков в управлении конкретной компанией и не распространяется на другие компании, сектор или другие страны. Стороны могут обжаловать это решение в суде», — оправдывается Минэкономики.
Торговая палата предприятий Амстердама отстранила гендиректора Чжана Сюэчжэня от занимаемой должности. Стоимость акций Wingtech на Шанхайской бирже упали на 10 %. В компании обвинили правительство Нидерландов в чрезмерном вмешательстве в дела бизнеса.
Важно отметить, что речь идёт о так называемом временном внешнем управлении — классической мере, которая означает, что государство не записывает себе актив на баланс, но распоряжается им по своему усмотрению. Механизм используется по всей Европе: таким образом Путин отобрал заводы Danone и Carlsberg у владельцев, а правительства Польши и Германии захватили инфраструктуру «Газпрома».