Россия продолжает поставлять в США нефть в обход санкций
Несмотря на введённые Белым домом ограничения, российская нефть продолжает поступать на американский рынок, — сообщают The Wall Street Journal и Досье.
В совместном расследовании журналисты выяснили, что существует целый ряд лазеек, при помощи которых российское топливо экспортируется в Штаты. Принятые в США ограничения предполагают, что в страну нельзя поставлять товары российского происхождения, если только они не были «существенно преобразованы в товар иностранного производства».
Так, российскую нефть закупает Индия, перерабатывает на своих НПЗ, после чего индийские нефтепродукты попадают в Соединённые Штаты. Но данные Федеральной таможенной службы России о 5390 поставках сырой нефти с января по август 2022 года говорят о том, что нефть поступает из России в США и без переработки.
Из таможенных деклараций следует, что с начала войны в Украине Россия в рамках 52 соглашений поставила в США почти 1 578,5 тысяч тонн сырой нефти на общую сумму 980 миллионов долларов. Производители — Лукойл и «Газпром нефть», трейдеры — Litasco и ExxonMobil соответственно, страна назначения для этой нефти — Соединённые Штаты Америки.
Данные сервиса MarineTraffic и реестра российских судов показывают, что российские нефтедобытчики переправляет свою нефть по Баренцеву морю в Европу с помощью нескольких перегрузок нефти на разные суда в открытом море, что позволяет скрыть её происхождение. К такому способу прибегают, когда нужно продать продукцию из стран, находящихся под санкциями.
На загруженных танкерах продукцию доставляют на один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Италии — ISAB, принадлежащий Лукойлу. Пока итальянские власти только ужесточают ограничения на импорт сырья из России и угрожают национализировать или продать завод, на предприятии продолжают работать примерно десять тысяч человек и производится пятая часть производимых в стране нефтепродуктов, состоящие из российской нефти на 93%.
По похожей схеме транспортируют нефть «Газпром нефти». Сырьё поступает в Приморск, а оттуда на танкерах — в несколько европейских портов, где располагаются нефтеперерабатывающие заводы ExxonMobil, а также в Санта-Панаджию — на завод ISAB.
На предприятии ISAB сырьё перерабатывают в нефтепродукты и затем поставляют в США. Источник «Досье», который работает в крупном нефтетрейдере, утверждает, что в последнее время американские власти особенно тщательно проверяют танкеры, которые приходят в США из Санта-Панаджии. Чиновники подозревают, что Лукойл может добавлять российскую нефть в нефть, добытую в других странах, и, скрыв таким образом происхождение сырья, поставлять смесь в Соединённые Штаты. Но есть и другие схемы.
Нередко трейдер, покупающий сырьё у производителей и продающий его затем конечному покупателю, связан с собственниками нефтяной компании. Так ключевыми фигурами в российской нефтяной сфере считаются глава «Роснефти» Игорь Сечин и основатель одного из крупнейших мировых нефтетрейдеров Gunvor Геннадий Тимченко.
Оба друга Владимира Путина находятся под международными санкциями. Остальные нефтяники также либо в черных списках ЕС и США, либо под пристальным наблюдением. Поэтому российской нефтью зачастую торгуют либо крупные мировые трейдеры, которые не боятся санкций, либо небольшие компании, которые зарегистрированы в закрытых юрисдикциях.
Крупнейшая из таких фирм — Concept Oil Services, которую Forbes называл «темной лошадкой» среди покупателей российской нефти. С начала войны компания экспортировала сырья почти на 3,2 миллиарда долларов. Concept Oil Services, принадлежащая русскоязычному латышу Михаилу Зелигману и российскому бизнесмену Алексею Шаронову, не связана с крупными игроками и торгует продукцией небольших производителей — Иркутской нефтяной компании Николая Бубнова и «Дулисьмы» Алексея Хотина.
Остальные трейдеры связаны с двумя странами — Швейцарией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Среди швейцарских компаний самая заметная — Paramount Energy & Commodities, имеющая подразделение в ОАЭ. Общий объём сделок с начала войны с российским сырьем — 657,7 миллионов долларов. Организацией руководят трейдеры Нильс Троост и Морис Тейлор, знакомые Геннадия Тимченко.
Тимченко — один из ключевых игроков на рынке торговли российской нефтью и нефтепродуктами. Он занялся экспортом еще в 1990-е годы, его компания «Кинэкс» стала основным партнером «Сургутнефтегаза». Тогда же у Тимченко сложились хорошие отношения с Путиным, следует из материалов Лондонского суда. В начале 2000-х Тимченко, рассорившись с партнерами по «Кинэксу», основал нефтетрейдер Gunvor, а его партнером стал друг детства Владимира Путина Петр Колбин (в капитале Gunvor ему принадлежали 10%).
С именем Геннадия Тимченко связан и сингапурский трейдер Concord Energy с общим объёмом сделок 639,5 миллионов долларов. Компания принадлежит бывшему топ-менеджеру Gunvor Жюльену Ла Шону. В нефтетрейдере он работал до 2014 года, когда компанию из-за санкций покинул Тимченко. Concord Energy торгует в основном нефтью «Сургутнефтегаза», миноритарным владельцем которого — Геннадий Тимченко.
Также из швейцарских трейдеров после начала войны российскую нефть закупали Amur Trading на сумму 571,2 миллион долларов, CB Entreprises, выкупившая долю трейдера Trafigura в таймырском проекте «Восток Ойл», Energopole, недавно перерегистрированная на дубайскую Fossil Trading и которой руководит «Роснефть», Euronova Energies, которая поставляет нефть «Газпром нефти» и «Зарубежнефти» в Приднестровье.
Из 89 компаний, закупавших российскую нефть после начала войны, 15 зарегистрированы в Объединенных Арабских Эмиратах или имеют там дочерние структуры. Реестр юрлиц ОАЭ предоставляет минимум информации об организациях, поэтому определить бенефициара зачастую невозможно. Но для нескольких трейдеров есть косвенное доказательство, с кем они связаны: эти фирмы приобретают сырьё исключительно у одной нефтяной компании.
В Азии у России два партнера среди небольших и почти не известных на рынке компаний: Coral Energ, принадлежащаяуроженцы Азербайджана Тахиру Гараеву, и китайская Sunrise X Trading, приобретающая нефть только у «Роснефти».
Издания напоминают, что экспорт углеводородов критически важен для Кремля: нефтегазовые доходы составляют 44,4% бюджета. Из статистики ФТС, с которой ознакомился центр «Досье», следует, что с 24 февраля по 31 августа Россия продала газ на 130,7 миллиардов долларов, сырую нефть — на 106,4 миллиардов долларов, нефтепродукты — на 57,5 миллиардов долларов.
Основное направление поставок — Европа. Но санкции Европейского Союза предполагают, что с 5 декабря импорт российской нефти по морю в страны ЕС будет полностью запрещен, с 5 февраля 2023 года аналогичный запрет вступит в силу и для нефтепродуктов. Морские поставки — основной канал транспортировки сырья, поэтому в результате введенных ограничений ЕС откажется от 90% российской нефти.
Ограничения Европейского Союза и США вынудили Москву с начала войны переориентироваться на Китай и Индию, которые резко нарастили закупки сырья из России по 30% скидкам.
8 марта президент Джо Байден запретил импорт российской нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного газа и угля, но этого оказалось недостаточно. Чтобы снизить цены на бензин в США, он попытался установить «потолок» цен на российскую нефть, но из-за несогласия американских партнёров был вынужден отложить это решение до промежуточных выборов в Конгресс.
В ЕС основные проблемы с российскими углеводородами связаны с поставками газа. Ранее Bloomberg сообщал, что газохранилища Европы заполнены на 93,6%, и дефицита газа в этом году удалось избежать. С начала войны и к текущему моменту страны Евросоюза за газ, нефть, и уголь перевели Кремлю 107, 48 и 3 миллиарда евро соответственно.