В ФНБ России почти закончились деньги для выкупа иностранных самолётов — «Ъ»

У ФНБ почти закончились средства на выкуп самолётов иностранных компаний, которые остались в России после начала войны — сообщает «Коммерсантъ».

Как выяснили журналисты, из ранее выделенных из бюджета Фонда национального благосостояния (ФНБ) 300 миллиардов рублей, которые должны были потратить на выкуп иностранных самолётов, осталось всего 3,5 миллиарда. Формально, транспорт принадлежит зарубежным компаниям, многие из которых после начала войны стали требовать вернуть их. Сколько ещё необходимо оплатить самолётов, не сообщается. В марте прошлого года в Reuters оценивали общее количество моделей в лизинге в России в 777 штук.

Процесс «урегулирования» претензий начался в этом году. При этом, сам процесс выкупа начался ещё весной прошлого года. В мае, например, «Аэрофлот» выкупил восемь самолётов Airbus A330 у иностранных лизинговых компаний «в рамках исполнения договорных обязательств». В пресс-службе корпорации сообщили, что перевели самолеты в российский реестр и оформили свидетельства собственности на «Аэрофлот».

Летом этого года глава «Аэрофлота» Сергей Александровский рассказал, что его компания ведет переговоры о «страховом урегулировании» по 47 самолетам, которые находились в операционном лизинге и остались под контролем России после начала войны. Он объяснил, что, когда иностранному юрлицу удаётся договориться с Москвой, самолёт формально переводят в собственность российской «специально образованной лизинговой компании», которой перевозчик переводит лизинговые платежи. 

Таким образом, изначально средства на «выкуп» самолётов выдаются ФНБ, но затем авиалинии должны будут вернуть их через те самые лизинговые платежи, поступающие «специальной компании». В частности, владельцем транспорта становится «НЛК-Финанс». В конце прошлого года её учредила страховая компания НСК, которая через ФГУП «Администрация Гражданских Аэропортов» принадлежит Росавиации.

В августе стало известно, что «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и iFly согласовали с Минтрансом получение средств из ФНБ. Всего речь шла о 40 самолётах: 18 из них управляются «Аэрофлотом», а ещё 19 — «Уральскими авиалиниями» (модели Airbus). В свою очередь  iFly хотела оставить себе три Airbus A330, но пока не получила на это средства.

В сентябре Александровский рассказал, что для оплаты самолётов будут использоваться не только средства ФНБ, но и чистая прибыль авиакомпании «Победа». В прошлом году фирма получила 15 миллиардов рублей доходов. Сообщалось, что 100% из этой суммы также направили на выкуп самолётов у западных владельцев. Всего на сегодняшний день  «выкупленными» числятся 150 самолетов, 86 из которых принадлежат «Аэрофлоту».

Формально, продажа самолётов и запчастей для них в Россию строго запрещена как американскими, так и европейскими санкциями. Из-за проблем с поставками российские авиакомпании начали заниматься «каннибализмом» (переставлять компоненты с одного транспорта на другой) и заменяли западные модели советскими. «Аэрофлот» даже отправлял самолёты на обслуживание в Иран. Со временем российские компании начали получать и эти товары через посредников в третьих странах.

Тем не менее, нарушение санкций всё ещё могло привести к уголовному преследованию и даже тюремным срокам. Как рассказали юристы, все компании, действующие в западных юрисдикциях, просто запрашивали разрешение на «исключение» из действия закона, после чего получали право продавать даже самолёты. В США, например, такой документ выдают в Управлении по контролю над иностранными активами при Минфине (OFAC). Ранее похожий документ разрешил банкам Казахстана использовать платёжную систему «Мир».