24 декабря 2023, 16:57
В 2023 году дефицит рабочей силы в России составил 4,8 миллиона сотрудников — РАН
Российским предприятиям не хватает 4,8 миллиона сотрудников. К такому выводу в своей статье «Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения» приходит кандидат экономических наук и ведущий научный сотрудник ФГБУН Института экономики РАН Николай Ахапкин.
Учёный отмечает, что сообщество экономистов ожидало восстановления экономики после пандемии и не рассчитывало на войну, которая приведёт к широкомасштабным санкциям. Он пишет, что в январе-феврале производство в России даже «просело» меньше, чем за год до этого, хотя этот период всегда характеризуется приостановкой производственных процессов.
Ахапкин пишет, что, несмотря на санкции, российская экономика продолжила зависеть от динамики роста добычи энергоносителей, а также от обрабатывающих производств. Согласно его анализу, наибольший рост испытали индустрии производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, готовых металлических изделий (кроме машин) и прочих транспортных средств, в частности — самолётов и кораблей.
«Статистика за десять прошлых лет показывает, что устойчивого лидера по темпам роста среди этих отраслевых групп нет. В 2022–2023 годах ситуация не изменилась. Добыча полезных ископаемых, значительно упавшая в 2020 году, когда был прерван ее долгий повышательный тренд, в 2021 году стала восстанавливаться, а 2022 году заметно (на 3 процентных пункта) выиграла по темпу роста у обрабатывающих производств. В 2023 году снова лидируют отрасли обрабатывающей промышленности», — говорится в статье.
Экономист полагает, что российской экономике удалось устоять на фоне масштабных санкций благодаря целому сочетанию факторов. По его версии, уход западных компаний «лишь несколько ослабил, но не разрушил имевшиеся в стране производственные мощности» и работающую инфраструктуру, которые остались в России. Учёный полагает, что сработал «эффект большой страны», который не позволил отключить Россию от мирового рынка, а экспорт ряда товаров даже не сократился.
Ахапкин признаёт, что в российской экономике усилился «государственный дирижизм» частным бизнесом. Тем не менее, по его версии, это «было неизбежно и дало свои результаты». При этом он подчёркивает, что устоять российской экономике помогли не действия властей, а сохранившиеся существующие рыночные институты, которые «позволили отечественным предпринимателям справиться с задачами сохранения производства, заполнения рыночных ниш, насыщения товарного рынка», а также решить проблемы с логистикой.
Тем не менее, учёный также отмечает проблемы в области российского рынка труда. Как пишет Ахапкин, с начала войны в РФ образовался заметный дефицит рабочей силы. Со ссылкой на Росстат он сообщает, что к середине этого года российские предприятия не могли закрыть около 6,8% от «списочных» вакансий, хотя год назад этот показатель составлял 5,8%. В статье говорится, что, если распространить представленные Росстатом данные на всю Россию, то нехватка работников в 2023 году «ориентировочно» составляет 4,8 миллиона человек.
Согласно подсчётам учёного, меньше всего этот тренд коснулся организаций, которые занимаются междугородними и международными железнодорожными пассажирскими перевозками: там показатель дефицита чуть превышает 2%. Самой пострадавшей отраслью оказались предприятия, которые снабжают россиян продуктами питания. В этой отрасли не могут закрыть более 17% вакансий.
Ранее в SuperJob сообщили, что 85% российских компаний пожаловались на «кадровый голод». В РЖД из-за дефицита кадров решили привлекать к работе подростков, мигрантов и осуждённых. В российских городах не хватало даже дворников и таксистов: Совфеду предложили восполнить дефицит последних мигрантами.