25 ноября 2022, 21:50
Тоомас Ильвес и коварство социальных сетей
«Я сам наполовину русский»: как экс-президент Эстонии отказался от ответственности за отмывание денег в банке, связанном с делом Магнитского
Технологический прогресс сделал мир вокруг нас доступнее и быстрее: в 2022 году для разговора с политиком не нужно записываться на интервью или пресс-конференцию — достаточно задать вопрос в социальных сетях. Так и поступили пользователи Twitter, спросившие бывшего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса о том, как же так получилось, что в период его президентства родственники Владимира Путина отмывали через его страну грязные деньги.
К сожалению, стратегии ответов политиков на обвинения в коррупции прогрессируют медленнее, чем технологии.
Это стало известно уже после моего срока, когда Эстония провела расследование в отношении датского банка, нарушившего эстонское законодательство и не подпадавшего под надзор Банка Эстонии, — заявил Ильвес.
Ильвес возглавлял Эстонию с 2006 по 2016 годы. А с 2007 по 2015 в эстонском филиале датского банка Danske Bank отмывали деньги члены семьи Путина и сотрудники ФСБ. Всего под вопросом транзакции на сумму порядка 200 миллиардов евро. Однако первые сведения о грязных деньгах появились задолго до окончания его президентского срока.
Так, в 2007 году стало известно, что оффшорные компании передали через Danske Bank 270 тысяч евро для донора пророссийской партии в Эстонии. Одна из компаний оказалась связана с так называемой «Азербайджанской прачечной», через которую проводили деньги для подкупа европейских политиков. А вторая — с делом российского аудитора Сергея Магнитского, которого осудили и запытали в «Матросской тишине» за раскрытие коррупционных схем правительственных чиновников и силовиков.
Кроме того, Ильвес отказался комментировать эстонское гражданство некоторых приближённых Путина, как, например, Татьяны Ликсутовой. Хотя официально она находится в разводе с заместителем мэра Москвы Максимом Ликсутовым, расследование Фонда борьбы с коррупцией предполагает, что этот развод — фиктивный, и мотивирован желанием Ликсутова скрыть незаконно нажитое имущество.
Татьяна Ликсутова вообще не обделена расположением эстонского правительства: в пандемию для поддержки её ресторана власти страны выделили 100 тысяч евро. В эстонской прессе также прозвучали предположения, что один из источников благосостояния эстонской гражданки — российский олигарх Рустам Тарико.
В своё оправдание Ильвес заявил, что поскольку в Эстонии парламентская республика, то на посту президента у него не было исполнительных полномочий. А затем парировал претензии тем, что пока идет война и гибнут мирные люди, ему нельзя задавать такие вопросы.
Ильвес также не стал опровергать опубликованный им фейк о том, что россиянин якобы избил украинскую беженку в Европе. По его словам, таких случаев много. «И я сам наполовину русский», — заявил он, почему-то аргументировав этим своё знание о подобных случаях.
А затем обвинил комментаторов в том, что они осмелились задавать ему такие неудобные вопросы без согласования:
Мне нравится имперское мышление, которое требует, чтобы я отвечал на вопросы, потому что... Потому что что?
Учитывая то, что эти ответы политика позже разлетелись по всему Twitter — давать их без согласования ему, возможно, и правда не стоило.
Напоминаем, что Эстония официально закрыла въезд для россиян, включая тех, кто бежит от мобилизации. И не только их: пограничный пункт в Нарве разворачивает на границе даже украинских беженцев. Но на приближённых Путина этот запрет, конечно, не распространяется — и опрометчивые твиты Ильвеса делают более чем очевидным ответ на вопрос, почему это происходит.