На прошлой неделе спикер Палаты общин Канады Энтони Рота пригласил 98-летнего Ярослава Гуньку на выступление президента Украины Владимира Зеленского. Рота назвал Гуньку «канадским героем», и премьер-министр Джастин Трюдо вместе с парламентариями ему рукоплескал. Но, как оказалось, во время Второй мировой войны Гунька служил в нацистском подразделении, и это вызвало общественное возмущение.
В ответ Рота взял на себя «всю ответственность», принёс извинения и во вторник (26 сентября — п.п.) подал в отставку. Трюдо назвал произошедшее «глубоким позором». Затем он предупредил об опасности «российской пропаганды и российской дезинформации».
Забавно, что Трюдо не извиняется и читает лекции о «российской дезинформации», хотя чествованием нациста занимался именно канадский парламент, что и стало причиной этой так называемой «дезинформации». При этом он же неоднократно осуждал «Конвой свободы», называя его движением, связанным с нацизмом.
Трюдо говорил о дальнобойщиках: «Мы наблюдаем деятельность, которая представляет угрозу для нашей демократии и подрывает доверие общества к нашим институтам». Днём позже Трюдо сравнил их с нацистами и американскими сторонниками расовой сегрегации. «Члены Консервативной партии готовы поддерживать размахивающих свастикой людей, — сказал он. — Они готовы поддерживать тех, кто размахивает флагом Конфедерации».
Это ясно и так, но я повторю: у Трюдо никогда не было и нет никаких доказательств того, что дальнобойщики были расистами или нацистами. Свастики, напечатанные на флагах Конвоя, были предназначены не для одобрения ненависти, которую олицетворяет этот символ, а для критики чрезмерных действий правительства путём сравнения правительства Трюдо с нацистской Германией. Однако Трюдо решил осудить члена парламента еврейского происхождения за то, что тот симпатизирует Конвою и поддерживает «размахивающих свастикой людей».
Коллеги Трюдо поддержали его теорию заговора. Один из депутатов-либералов заявил, что лозунг дальнобойщиков «Honk, Honk» («би-бип», звук гудка автомобиля — п.п.) — на самом деле закодированное сообщение «Heil Hitler» («Хайль Гитлер» — п.п.). Никаких доказательств этому не было тогда, их нет и сейчас.
Получается, что сам Трюдо распространял дезинформацию. Естественно, последние три года Трюдо занимается тем, что обвиняет других в распространении дезинформации и требует от социальных сетей, таких как Facebook и Twitter, подвергать цензуре людей, с которыми он не согласен.
Американцам политические проблемы Канады могут показаться тривиальными и незначительными. Эта страна — не большая военная держава. Её экономика находится на девятом месте в мире, в то время как экономика Калифорнии — на четвёртом. Трюдо просто занимается обычной прогрессивной риторикой, обвиняя своих оппонентов в нацизме. Причём, как показал скандал вокруг аплодисментов в прошлую пятницу (22 сентября — п.п.), это делают обе стороны. Многие люди за пределами Канады могут прийти к вполне понятному выводу, что чудовищность Джастина Трюдо просто не очень-то и важна.
Но Трюдо важен, и то, что он делает в Канаде, должно внушать ужас каждому жителю западного мира, которому небезразлична свобода от правительственной тирании, цензуры и дезинформации. Дело в том, что Трюдо стоит у истоков нового способа контроля правительств над информационной средой (распространения дезинформации и требования цензуры), который похож, но во многом отличается от мер, предпринимаемых в Калифорнии, Австралии и Новой Зеландии.
Жители западного мира были справедливо встревожены, когда в прошлом году Трюдо впервые в истории Канады применил Закон о чрезвычайных ситуациях (хотя ранее использовался его предшественник — Закон о военных мерах) и заморозил банковские счета связанных с Конвоем людей. Это было наглым бандитизмом, который Трюдо оправдывал, называя простых канадцев нацистами и расистами.
За подавлением протестов «Конвоя свободы» последовали попытки Трюдо регулировать и контролировать интернет. Принятый им Закон о потоковом вещании в Интернете и Закон о новостях в интернете предоставили правительству новые широкие полномочия по регулированию онлайн-СМИ. Готовящийся к принятию закон об «онлайн-вреде» может привести к тому, что правительство получит широкие цензурные полномочия.
Созданная Трюдо и его партией атмосфера полностью перестраивает канадское общество, ведёт к преследованию его противников и ограничению свободы слова и выражения мнения.
Недавно Коллегия психологов Онтарио обязала консервативного психолога Джордана Петерсона пройти курс по социальным сетям, потому что посчитала его твиты и мнения проблемными. Впоследствии суд провинции Онтарио поддержал решение Коллегии.
А теперь Трюдо нападает на родителей, считающих, что они должны давать согласие на то, можно ли их детям младше 16 лет менять свою половую принадлежность. И он вновь обвинил своих политических оппонентов в поистине ужасных вещах.
«Крайне правые политические силы пытаются превзойти самих себя в жестокости и изоляции по отношению к этим и без того уязвимым людям, — сказал Трюдо о родителях. — Трансгендерные дети должны чувствовать себя в безопасности, а не становиться мишенью политиков».
Для живущих за пределами Канады всё это может показаться шокирующим. Для американцев и многих других жителей мира канадцы — добрые и дружелюбные люди. На протяжении десятилетий мы гордились тем, что мы добрее и вежливее американцев.
Но очевидно, что происходящее в Канаде отнюдь не скучно. Оно ужасает. В своём стремлении защитить меньшинства и поощрить культуру либералы Трюдо стали все тем, чего когда-то боялись. Они авторитарны, антидемократичны и нелиберальны. И происходящее в Канаде неотделимо от событий в США, Великобритании, Европе и Бразилии — оно тесно связано с этими странами. Трюдо не так уж сильно отличается от президента Джо Байдена, вице-президента Камалы Харрис, губернатора Гэвина Ньюсома и большинства других демократов в США.
Разница в том, что Трюдо их опережает. Трюдо вывел прогрессивность на новый уровень. Так что чтобы понять, к чему ведёт глобальная прогрессивная война против свободы слова и как ей противостоять, необходимо выяснить, почему так ужасен Джастин Трюдо.
Нарциссизм, прогрессивность и авторитаризм
По мнению Джастина Трюдо и его сторонников из Либеральной партии, они являются партией сострадания к уязвимым людям, свободе и канадской культуре. По их мнению, либералам не наплевать, в то время как консерваторам всё равно. Трюдо провозгласил свою верность Декларации прав человека ООН и Канадской хартии прав и свобод. А когда либералы готовили свои законы о реформе социальных сетей, они утверждали, что их цель — это развитие канадской культуры, обеспечение устойчивости новостной индустрии и гарантия того, что мы услышим голоса маргинализированных групп.
Но правительство не может говорить о заботе об уязвимых слоях населения и свободе, при этом замораживая банковские счета граждан, что мешает семьям покупать продукты и оплачивать обслуживание автомобиля, как поступило правительство Трюдо. Правительство также не может говорить о заботе о незащищённых слоях населения и свободе, при этом пытаясь ограничивать свободу слова в интернете, что может очень кстати помочь подавить критику в адрес правительства.
Основной способ, которым Трюдо и Либеральная партия пытаются добиться всего этого — это субсидирование прессы и наказывание небольших изданий. Похожими вещами занимаются государства во всём мире.
Правительство оправдывает подавление свободы слова и выражения мнения, апеллируя к врождённому чувству доброты канадцев. Наши лидеры говорят, что мы должны защищать свою культуру, защищать уязвимые слои населения и заботиться о своих сообществах. Они утверждают, что ограничение свободы слова и криминализация инакомыслия — средство достижения этой цели. Но цензура всегда использовалась для ущемления и маргинализации меньшинств, и никогда им не помогала. Афроамериканцы, геи и лесбиянки смогли отвоевать свои права благодаря тому, что имели возможность свободно выражать своё мнение.
Известное своей ранимостью правительство Трюдо призвало к расследованию критики своего законодательства. Так, прламентский секретарь министра наследия Крис Биттл призвал провести расследование в отношении организации Digital First Canada, которая защищает интересы пользователей YouTube и людей, размещающих видео на платформах.
Отчасти проблема заключается в том, что канадское право на свободу слова не так сильно, как право, предусмотренное Конституцией США. Свобода слова входит в Канадскую хартию прав и свобод, однако в её преамбуле говорится, что эта свобода подлежит «разумным ограничениям».
Другая часть проблемы — сильное влияние активистов наподобие Всемирного экономического форума, основатель которого называет Трюдо и его советников своими протеже. «Я был на приёме у премьер-министра Трюдо и знаю, что половина или даже больше половины его кабмина — это действительно молодые глобальные лидеры (так называется основанная Швабом школа лидеров — п.п.)», — сказал основатель ВЭФ Клаус Шваб. Шваб, как известно, призывает к «великой перезагрузке» для быстрого отказа мира от ископаемого топлива. Трюдо же использовал термин «перезагрузка» в ООН для описания своей коронавирусной политики в ноябре 2020 года.
Но ещё одна составляющая — это то, какой человек сам по себе. Действия Трюдо направлены не на социальный прогресс, а на власть и контроль. Трюдо воплощает в себе многие черты левых авторитарных правителей. Все они поддерживают цензуру и подчинение. Они считают, что это необходимо, поскольку, по их мнению, население наивно и ему нельзя доверять.
Трюдо постоянно делит население на ангелов-либералов и дьяволов-консерваторов. По мнению Трюдо, можно либо верить в климатическую политику либералов, либо отрицать изменение климата в принципе; либо надевать маску и вакцинироваться, либо подвергать жизни риску; либо поддерживать радикальные требования транс-активистов, либо ненавидеть сексуальные меньшинства.
Это явление называют «разделением». Наряду с самодостаточностью и грандиозностью, которые Трюдо демонстрирует в изобилии, оно является признаком нарциссизма. Согласно новым исследованиям, левый авторитаризм психологически почти идентичен нарциссизму. Трюдо манипулирует «славными канадцами», завораживая их своими прогрессивными духовными убеждениями и ритуалами, а когда это не срабатывает, запугивая их.
В поведении Трюдо есть и нечто глубоко антисоциальное. Ложно обвинять своих оппонентов в нацизме и расизме, закрывать банковские счета критикующих тебя людей, демонизировать родителей, не желающих, чтобы школьные учителя воспитывали их детей, — всё это жестокое и бессердечное поведение. Сочетание этих двух поведенческих моделей, антисоциальной личности и нарциссизма, называется злокачественным нарциссизмом. И, как видно по Трюдо, это действительно настолько ужасное состояние, как кажется.
Падение Трюдо
Мало кто из канадцев верит, что премьер-министр Джастин Трюдо хотел подорвать демократию или встать на сторону нацистов, когда в минувшую пятницу (22 сентября — п.п.) его союзник по Либеральной партии инициировал аплодисменты бывшему нацисту в Палате общин. Но в этом-то всё и дело. Трюдо хотел подорвать демократию или встать на сторону нацистов не больше, чем это хотели сделать канадские дальнобойщики — и всё же Трюдо обвинил их именно в этом.
Как Трюдо удавалось так долго оставаться у власти и при этом так относиться к многим канадцам?
Прежде всего, дело в том, что Трюдо апеллирует к вполне реальному моменту канадской культуры. В ней существует массовый спрос на прогрессивность. Позиции Трюдо по вопросам коронавируса, расовых отношений, изменения климата, прав транссексуалов и так далее направлены на укрепление нарратива и системы убеждений, которые облегчают его сторонникам понимание мира с точки зрения добра и зла.
Трюдо, его министры и примкнувшие к ним активисты руководствуются чувством грандиозности и вседозволенности, характерным для прогрессивного движения. Это движение также эксплуатирует население, которое становится всё более атомизированным и изолированным. Людям необходимо чувствовать, что у них есть цель и они к чему-то принадлежат, и они получают эту возможность, принимая догмы прогрессивистов и практикуя их ритуалы.
Однако ни Трюдо, ни Либеральная партия не представляют большинство. В 2021 году либералы переизбрались на новый срок, набрав 33% голосов. Несмотря на меньший процент голосов, они получили больше мест, чем консерваторы. Либералы удержались у власти благодаря соглашению с Новой демократической партией — ещё более левой, чем либералы Трюдо.
И сейчас в поддержке либералов видны трещины. Продолжается бездействие по жилищному вопросу и идеологически мотивированные перегибы по многим другим проблемам, включая климат и права родителей. Как показал проведённый на прошлой неделе опрос, из-за крайне левой позиции либералов по этим проблемам предпочтение Трюдо отдаёт лишь 31% канадцев. При этом 40% хотят видеть премьер-министром лидера консерваторов Пьера Пуальевра.
Мы всё чаще наблюдаем, как Либеральная партия играет роль жертвы. Даже пытаясь извиниться за аплодисменты нацисту, она всё равно пытается навесить ярлык зла на своих политических оппонентов.
После извинений спикера Рота лидер Либеральной партии Карина Гулд сказала: «Я хочу попросить всех коллег, особенно представителей Консервативной партии Канады, убедиться в том, что мы не политизируем этот вопрос». Затем Гулд попросила единогласно согласиться с тем, чтобы вычеркнуть аплодисменты Рота в адрес Гуньки из протокола дебатов в Палате общин и из любых мультимедийных записей.
Гулд не только заявила, что консерваторы злонамеренно «политизируют» этот вопрос, но и попыталась «переписать историю» и скрыть ошибку своей партии. Гулд в очередной раз продемонстрировала оруэлловскую тактику, которую сегодня регулярно использует партия Трюдо.
Но для победы и прихода к власти консерваторы должны объяснить обществу, что выгоды для меньшинств и прогресс в решении важных вопросов достигаются не за счёт ограничения свободы слова, а за счёт её гарантирования. Им придётся напомнить избирателям, что общественные ценности и убеждения меняются только тогда, когда можно свободно выражать свои мысли, делиться ими и вступать в содержательный диалог друг с другом.
Важно отметить, что критики планов Трюдо в Канаде — это не только учёные или консерваторы. Известная писательница Маргарет Этвуд откровенно заявила в интервью Globe and Mail: «Когда правительства указывают творческим людям, что им создавать, это говорит о приближающемся тоталитаризме». А уважаемый канадский сенатор, лауреат престижной Премии генерал-губернатора и Премии Гиллер и член Ордена Канады Дэвид Адамс Ричардс заявил: «Какой-то политик у власти, решающий, что дозволено писать мужчине или женщине, чтобы оставаться в рамках дозволенной государственной повестки, — это ужасно».
Уже появляются признаки того, что «карточный домик» прогрессивистов, опирающийся на генетический и культурный детерминизм, начинает рушиться. Одна TikTok-блогер из числа коренных народов Канады недавно сказала, что после встречи с федеральным правительством по этому вопросу она почувствовала себя «жертвой газлайтинга»: «В том смысле, что они пытались настроить против меня мой собственный народ... Они сказали, что уже проконсультировались с представителями медиа коренных народов Канады, но я здесь не как медиа коренных народов Канады — я здесь как создатель контента».
Канадцы могут воспользоваться своей добротой, чтобы обеспечить открытость и защиту наших свобод. Только так мы сможем защитить нашу демократию. Мало кто из канадцев считает Трюдо или канадских дальнобойщиков нацистами. Вот что нужно изменить прямо сейчас: заставить всё больше канадцев высказывать возмущение, когда они видят, как лидеры навешивают на наших сограждан подобные ярлыки.