Его Величество доллар столкнулся с восстанием
Устав от слишком укрепившегося и недавно превращённого в оружие доллара, некоторые из крупнейших мировых экономик изучают способы обойти стороной американскую валюту.
Государства поменьше, включая, по крайней мере, дюжину стран Азии, тоже экспериментируют с дедолларизацией. А корпорации по всему миру продают беспрецедентные объёмы своего долга в местных валютах, опасаясь дальнейшего усиления доллара.
Никто не говорит, что в ближайшее время доллар будет свергнут со своего пьедестала основного средства обмена. Заявления о том, что доллар «достиг своего пика» раз за разом оказываются преждевременными. Но ещё совсем недавно невозможно было представить, чтобы страны изучали платёжные механизмы, обходящие валюту США или систему SWIFT, лежащую в основе мировой финансовой системы.
Теперь же использование США власти доллара для введения санкций против России и новые технологические инновации побуждают страны начинать постепенно разрушать его гегемонию. Представители Казначейства отказались от комментариев на эту тему.
Администрация Байдена совершила ошибку, превратив американский доллар, являющийся основой мировой платёжной системы, в оружие, — написал на прошлой неделе Джон Молдин, инвестиционный стратег и президент Millennium Wave Advisors с более чем тремя десятками лет опыта на рынке.
Это заставит инвесторов за пределами США и другие страны диверсифицировать свои вклады за пределами традиционной безопасной зоны США.
Двусторонние расчёты
В России и Китае уже реализуются планы по продвижению своих валют для международных расчётов, в том числе на основе блокчейна, и после начала войны в Украине их развитие лишь ускорилось. Например, Россия начала требовать оплату за энергию в рублях.
Вскоре такие страны, как Бангладеш, Казахстан и Лаос, также начали переговоры с Китаем по расширению использования юаня. Индия стала открыто высказываться об интернационализации рупии и уже в этом месяце начала использовать её в качестве гаранта в двусторонних платежах с Объединёнными Арабскими Эмиратами.
Однако на сегодняшний день прогресс идёт медленно. Например, в Бангладеше счета в юанях не получили распространения из-за отсутствия торгового баланса с Китаем.
Бангладеш пытается отказаться от долларов в торговле с Китаем, но поток почти полностью односторонний, — говорит Салим Афзал Шавон, глава исследований в BRAC EPL Stock Brokerage Ltd, расположенной в Дакка.
Стимулом, заставившим эти страны в ускоренном темпе искать замену доллару, стало решение США и Европы отрезать Россию от SWIFT. Это действие, называемое французами «финансовым ядерным оружием», лишило большинство крупных российских банков сети, ежедневно обслуживающей миллионы транзакций, и вынудило их опираться на свою собственную, гораздо более скромную её версию.
Во многих странах эти санкции вызвали беспокойство по поводу того, что доллар теперь навсегда станет политическим инструментом для продвижения внешней политики США. Индия даже начала развивать собственную платёжную систему, которая должна будет частично выполнять функции SWIFT.
К тому же, агрессивная долларовая политика США оказывает дополнительное давление на экономики Азии и принуждает их выбирать стороны. В отсутствие альтернативных платёжных систем они рискуют быть вынужденными соблюдать или вводить санкции, с которыми могут быть не согласны, и терять ключевых торговых партнёров.
Осложняющим фактором в этом цикле является волна санкций и арестов долларовых активов, — сказал Таймур Бэйг, управляющий директор и главный экономист DBS Group Research в Сингапуре. — Учитывая всё это, местные шаги по снижению зависимости от доллара не удивительны.
Итак, всего лишь за последние полгода:
— Индия утвердила планы по заключению двусторонних сделок в национальных валютах с Объединёнными Арабскими Эмиратами;
— Китай отметил рекордные 49,1% международных платежей и поступлений в юанях в первой половине 2022 года;
— Индонезия объявила о расширении расчётов в национальной валюте с центральными банками Южной Кореи и Австралии;
— Эмитенты Юго-Восточной Азии рекордными темпами распродали долговые обязательства в местных валютах в первые три четверти года;
— Центральный банк Лаоса запретил коммерческим банкам продавать иностранные валюты.
В то время как чиновники по всей Азии отказываются выбирать победителя в борьбе между США и Китаем и предпочитают поддерживать отношения с обеими странами, санкции США против России подталкивают правительства к активным действиям. Иногда они принимают политическую или националистическую окраску, в том числе из-за растущего недовольства давлением Запада по принятию санкций против России.
Москва также рассматривала возможность убедить Индию использовать альтернативную платёжную систему для поддержания транзакций. Спикер хунты Мьянмы заявил, что доллар начинают использовать для «травли небольших стран». А страны Южно-Восточной Азии указали на этот эпизод как на повод начать проводить торговлю в местной валюте.
Санкции намеренно введены так, чтобы мешать странам и компаниям оставаться нейтральными в геополитических конфликтах, — сказал Джонатан Вуд, глава отдела аналитики глобальных рисков в Control Risks. — Теперь одним придётся долго взвешивать любые экономические и стратегические отношения, а другим — столкнуться с ещё более сложными обязательствами по соблюдению санкций и другими противоречивыми требованиями.
Но тренд на отказ от доллара поддерживается не только санкциями. Стремительный рост американской валюты также заставил азиатских чиновников проводить более агрессивную диверсификацию.
Согласно долларовому индексу Bloomberg, в этом году доллар укрепился примерно на 7%, приблизившись к самому большому годовому росту с 2015 года. В сентябре этот показатель достиг рекордного пика, когда подорожание доллара привело к историческим минимумам британского фунта и индийской рупии.
Огромная головная боль
Укрепление доллара — это огромная головная боль для азиатских стран, наблюдающих рост цен на продукты питания и обязательств по оплате долгов и увеличение уровня бедности.
Показательным случаем является Шри-Ланка, впервые в истории объявившая дефолт по долларовым долговым обязательствам, когда рост доллара подорвал платёжеспособность страны. В какой-то момент вьетнамские чиновники обвинили подорожание доллара в проблемах с поставками топлива.
Отсюда и берутся такие шаги, как сделка Индии с ОАЭ, ускоряющая длительную кампанию по увеличению числа операций в рупиях и заключению торговых соглашений, обходящих валюту США.
Тем временем в 2022 году продажи долларовых облигаций нефинансовыми компаниями упали до рекордного минимума в 37% от общего объёма. В прошлом десятилетии на них приходилось более 50% продаж долговых обязательств в год.
И хотя все эти меры и имели ограниченное влияние на рынок, их результатом может стать ослабление спроса на доллар. Так, доли канадского доллара и китайского юаня во всех валютных операциях уже начинают понемногу расти.
Технологический прогресс — ещё один фактор, способствующий дедолларизации.
Некоторые экономики постепенно отказываются от использования доллара из-за создания новых платёжных сетей — и эта кампания началась ещё до внезапного роста доллара. Малайзия, Индонезия, Сингапур и Таиланд обустроили специальные системы для транзакций между собой в национальных валютах вместо доллара. Тайваньцы же могут расплачиваться с помощью системы QR-кодов, связанной с Японией.
В целом эти усилия способствуют дальнейшему отказу от возглавляемой Западом системы, которая вот уже полвека является основой мировой финансовой системы. Возникает трёхуровневая структура, где доллар всё ещё находится на вершине, но при этом увеличивается число двусторонних платёжных маршрутов и альтернативных валют, таких как юань, стремящихся остановить любую потенциальную экспансию США.
Но, несмотря на все волнения и предпринимаемые меры, доллар вряд ли потеряет доминирующее положение в ближайшее время. Сила и размер экономики США всё ещё неоспоримы, ценные бумаги Казначейства остаются одним из самых безопасных способов хранения капитала, а доллар составляет львиную долю валютных резервов.
Так, хотя доля валютных резервов в юанях и доросла до 7%, доллар всё ещё составляет 88% односторонних транзакций.
Очень сложно конкурировать на валютном фронте: есть Россия, которая делает это, принуждая к использованию рублей, а также настороженность по отношению к юаню, — сказал Джордж Бубурас, ветеран рынка с тридцатилетним стажем и глава исследований в хедж-фонде K2 Asset Management в Мельбурне. — В конце концов, инвесторы всё равно предпочитают ликвидные активы и в этом смысле доллар не может заменить ничто.
Согласно данным #BISTriennialSurvey, доллар составил 88% всех валютных сделок, и это соотношение не меняется с 2019 года. Доля сделок с евро незначительно снизилась. Доля юаня выросла до 7%, что сделало его пятой наиболее торгуемой валютой в 2022 году.
Тем не менее, комбинация шагов по отдалению от доллара — это вызов тому, что на тот момент министр финансов Франции Валери д’Эстен Жискар назвал «непомерной привилегией» США. Это понятие, созданное им в 1960-х, описывает то, как гегемония доллара защищает США от рисков изменения валютных курсов и проецирует экономическую мощь страны.
В конечном итоге усилия по дедолларизации могут подвергнуть проверке всю Бреттон-Вудскую модель — систему, согласованную в Нью-Хэмпшире в конце Второй мировой войны и поставившую доллар во главе денежного порядка.
Последние события действительно заставляют опасаться, что платформа для мировой торговли и расчётов, которую мы использовали, может начать разрушаться, — сказал Хомин Ли, макроэкономический стратег Азии в Lombard Odier в Гонконге, чья фирма управляет активами на сумму, эквивалентную 66 миллиардам долларов.
Вся эта вышедшая из Бреттон-Вудской системы сеть (рынок евродолларов в 1970-х, а затем финансовое дерегулирование и режим плавающих ставок в 1980-х), эта созданная нами платформа, может начать фундаментально меняться.
Важный урок
Итак, Его Величество доллар, возможно, будет править ещё несколько десятилетий, но нарастающий импульс к транзакциям в альтернативных валютах и не думает замедляться, особенно когда непредсказуемые геополитические факторы заставляют чиновников принимать сомнительные решения.
А готовность правительства США использовать свою валюту для геополитических сражений ироничным образом может ослабить его способность использовать подобные методы в будущем.
Война в Украине и санкции против России станут ценным уроком, — в прошлом месяце сказал индонезийский министр финансов Шри Мульяни Индравати на форуме Bloomberg CEO в кулуарах встреч G20 на Бали.
Многие страны чувствуют, что могут осуществлять транзакции напрямую, в двустороннем порядке, с использованием национальных валют, и я считаю, что миру пойдёт на пользу, если использование нами валют и платёжных систем станет более сбалансированным.