Как я уже много раз говорил в последние годы, импортируя людей со всего мира, вы импортируете и проблемы со всего мира.
Это не значит, что вы действуете исключительно в ущерб себе, есть и плюсы. Но в то время как на положительные стороны «разнообразия» обращают внимание постоянно, негативные последствия часто преуменьшаются или и вовсе замалчиваются. И одно из таких последствий проявилось на прошлой неделе в Лестере.
Точно не известно, что именно стало причиной волнений, но ясно, что они изначально произошли между местными мусульманами и индусами в конце лета. Во время матча по крикету между Индией и Пакистаном 28 августа местные фанаты Индии начали кричать «Пакистан мурдабад» («Смерть Пакистану»). Кто-то напал на мужчину-сикха, и вскоре обе стороны стали скандировать враждебные лозунги против друг друга прямо на улицах города.
Это переросло в атаки на частную собственность и уничтожение религиозных флагов в индийских кварталах мусульманскими бандами. Через некоторое время в соцсетях начали писать, что кто-то напал на мечеть. И хоть это и не было правдой, сама возможность подобного сделала мусульманские банды ещё агрессивнее.
Группы мусульман и индусов в соцсетях начали призывать своих мужчин выйти на улицы — и они вышли. Индусы скандировали «Джай Шри Рам» («Слава Господу Раму»), некоторые попали на видео с оружием в руках. Мусульмане ответили тем же, и в одном из роликов подожгли флаг индусов. Это ещё больше усилило напряжение и положило начало политическому скандалу в индийских медиа.
Вскоре в конфликт вмешались и такие очаровательные личности, как Мохаммед Хиджаб — человек, будто бы не способный определиться, кто он — мирный посредник или крикливый агитатор. В прошлом году Хиджаб получил свои 15 минут славы, выведя толпу на улицы Лондона на антиизраильские протесты.
Тогда на одном из шествий, где Хиджаб выступал с подстрекательскими речами, на видео попал мужчина, скандирующий «Мы найдём евреев. Мы хотим их крови». Теперь Хиджаб, конечно, утверждает, что к тому моменту уже покинул протест и позже старался всех утихомирить.
Конечно же, полицейские ничего не сделали с самой толпой, потому что в наши дни британская полиция считает, что если шествие в какой-то момент расходится, не переворачивая машин, то это уже Великая Победа силовиков.
На этой неделе Хиджаб появился в Лестере, чтобы вывести на улицы своих последователей. Кроме прочего он объявил им, что индусы — несуразные люди, в особенности из-за их веры в реинкарнацию. Хиджаб заявил, что индусы должны жить в страхе, потому что реинкарнировались в таких «жалких, слабых, трусливых людей». «Я бы лучше был животным», — добавил он.
Вскоре обе стороны начали обвинять друг друга в атаках на места богослужения. Многотысячные толпы сталкивались на улицах, разделяемые лишь узкой полосой полицейских посередине. Некоторые пришли на митинг, вооружённые ножами и другими видами оружия. Британская полиция — что примечательно, полная женщин, чтобы выполнить показатели по разнообразию, — стояла между толпами разъярённых мужчин с небольшими дубинками в руках. Я не видел там транс-офицеров или офицеров-геев, танцующих макарену, но уверен, что они там тоже были — иначе всё это действо было бы недостаточно разнообразным.
В понедельник посольство Индии в Лондоне объявило, что «обсуждает этот вопрос с властями в Великобритании и требует предоставить защиту пострадавшим людям». Пострадавшие люди — это индийское сообщество в Лестере, чью религию атакуют.
Это что-то неслыханное: чтобы правительство Индии призывало остановить межрелигиозное насилие на улицах Британии. Такими вещами иногда чисто для развлечения занимаются северные корейцы и Китайская коммунистическая партия. Но это не то, чего можно было бы ожидать от государства-союзника Соединённого Королевства.
Можно по-разному реагировать на волнения в Лестере. Можно поступить так, как поступили почти все медиа, и фактически замолчать эту тему. Вроде как это были просто легковозбудимые пареньки в одном из наименее важных городов нашей страны. В конце концов, это же произошло не в Ислингтоне.
Можно также притвориться всезнающим циником и выдать псевдоинтеллектуальный ответ вроде тех, что так часто мелькают на страницах левых журналов. Разве вы не знаете, что мы раньше правили Индией? Разве вы не знали, что с независимостью Пакистана не всё было так гладко? Ну так чего вы тогда ожидали? И вообще, проблемы с разнообразием, с которыми сталкивается Британия, — это лишь расплата за грехи империи.
Теория об «ответном ударе империи» самодовольна ничуть не меньше, чем и противоречива. Она одновременно рассматривает мигрантов с индийского субконтинента как благо и как справедливое наказание.
Но, к сожалению, большинство людей выберет просто пожать плечами и «надеяться на лучшее». В прошлом у нас уже были подобные ситуации, в частности, в Олдеме в 2001 году. С тех пор правительство заказало множество отчётов о проблемах межэтнических столкновений. Все они были поддержаны тогдашними правительствами — и затем положены в долгий ящик.
Потому что, в конце концов, что тут можно сделать? Северную Ирландию всё ещё раздирает межэтническая напряжённость, начавшаяся с переселения протестантов в начале XVII века. Возможно, сегодня всё немного успокоилось. Но в политике ирландского Ольстера всё ещё доминирует вопрос о том, правильно ли пытать и убивать людей и закладывать бомбы под автомобили в общественных местах, чтобы заставить услышать свою точку зрения. Коллегия присяжных провинции всё ещё не определилась с ответом на него.
Так почему кто-то ждёт, что что-то изменится, если поселить мусульманские, индийские и другие меньшинства в Британии? Древняя вражда не погибнет, если расселить её носителей по Восточному Мидленду. Она также не решится открытием молодёжных центров, где люди могут поиграть в пинг-понг, или чем-то подобным.
У мультикультурного общества есть множество плюсов. Но минус в том, что от массовых беспорядков нас отделяет один слух в интернете, одна атака на флаг или этнический лозунг. Это не то состояние, в котором я предпочёл бы видеть свою страну.
Но эти правила установил не я, и совсем не удивительно, что в такие моменты люди, на самом деле ответственные за них, предпочитают не высовываться.