11 октября 2022, 20:00
Не закрывайте двери для российских отказников
Европа переживает о принятии всё большего числа иммигрантов, но попытки остановить массовый исход несогласных лишь помогут Путину и навредят Западу
После того как Владимир Путин объявил в России крупнейшую со Второй Мировой Войны мобилизацию, 400 000 россиян покинули страну, и многие всё ещё пытаются это сделать. Некоторые соседние страны, включая государства Европейского союза, переживают о последствиях этой массовой миграции. Нежелание граничащих с Россией стран принимать новые волны российских изгнанников можно понять, но закрытие дверей лишь сделает Путина сильнее и помешает достижению целей Запада в Украине.
Указ Путина о мобилизации шокировал российскую общественность, значительная часть которой до этого момента считала вторжение просто досадной мелочью, которую можно проигнорировать. И хотя Кремль и утверждает, что 300-тысячный призыв относится лишь к бывшим военным, существует более чем достаточно доказательств того, что на самом деле этот список намного шире.
Для аннексии Россией тех областей Украины, что уже сейчас едва удерживаются её вооружёнными силами, необходимо ещё больше человек на фронте; сообщается, что многих отправляют туда без медицинской комиссии или соответствующей подготовки. В одном неподтверждённом видео, распространяющемся в соцсетях, офицер говорит новобранцам, чтобы они приносили свои матрасы, жгуты и даже тампоны, чтобы останавливать кровь от пулевых ранений. Аптеки сообщают, что у них кончаются аптечки для первой помощи и перевязочные материалы.
За первую неделю с момента объявления мобилизации число россиян, уезжающих в ЕС, выросло на 30%. Почти половина из них ехала в Финляндию, которая на прошлой неделе закрыла границы с Россией для тех, кто едет туда не для работы, учёбы или визита к родственникам. Сторонники запрета въезда для россиян или ограничения въезда для тех, кто получил повестку о призыве в армию, заявляют, что многие из этих мужчин не были активными противниками режима, поэтому их надо оставить разбираться с последствиями. Их страх и злость, утверждают они, должны быть направлены на массовые протесты и свержение Путина. Они также переживают о том, как россияне впишутся в существующие группы беженцев, включающие в себя миллионы украинцев.
Однако закрытие дверей для российских отказников будет контрпродуктивным для самой главной цели Запада: истощения путинской военной машины, которая уже с трудом справляется с растущими потерями и остро нуждается в подкреплении. Так, например, если эти мужчины вернутся, не будет никаких гарантий, что они восстанут против режима, не говоря уже о том, будут ли такие протесты успешными. Но их почти наверняка отправят на войну, причём скорее раньше, чем позже.
И, что более важно, Россию покидают те мужчины, которых она не может позволить себе потерять. Нехватка рабочей силы уже сказывается на усилиях Кремля по выстраиванию самодостаточной крепости и обходу санкций с помощью параллельного импорта технологий и других товаров. Именно поэтому компании вынуждены освобождать своих сотрудников от призыва.
Даже если брать в расчёт лишь тактические причины, западным странам стоит помогать большему числу россиян покинуть РФ. Государства-члены ЕС, поддерживающие въезд отказников, вроде Германии, должны также поспособствовать их переселению из граничащих с Россией стран, которые меньше и (по историческим причинам) неохотно готовы их принять.
Европейские правительства должны выдавать больше виз студентам, учёным и другим россиянам с техническими навыками. Европа и США могут предоставить гуманитарную поддержку странам вне ЕС, которые с трудом справляются с социальным и экономическим напряжением, вызванным притоком россиян, в особенности в Центральной Азии. В то же время Запад должен продолжить поддерживать Украину в военном отношении, при этом усиливая санкции, как пытается делать Брюссель, тем самым обеспечивая давление на Кремль со всех сторон.
Бедственное положение россиян, пытающихся избежать попадания на поле боя, меркнет в сравнении со страданиями, причинёнными Путиным народу Украины. Однако открытие границ для россиян лишает Путина возможности продолжать войну. Запад должен этим воспользоваться.