Поддержи наш проект

bitcoin support

Наше издание живет благодаря тебе, читатель. Поддержи выход новых статей рублем или криптовалютой.

Подпишись на рассылку

Раз в неделю мы делимся своими впечатлениями от событий и текстов

Перевод

30 сентября 2022, 22:30

Натаниель Блейк

Натаниель Блейк

Научный сотрудник Центра этики и общественной политики

«Кольца власти» от Amazon и христианская мораль Толкина

Оригинал: thefederalist.com
THEFEDERALIST.COM

Amazon хотел создать не трагичную историю мятежа грешного человека против Бога, а просто фэнтези-сериал — и это заметно

Новая адаптация Толкина от Amazon выглядит достойно, но кажется глубоко неправильной.

Первые два эпизода сериала «Властелин колец: Кольца власти» ценой в миллиард долларов — отличное зрелище, но их история, диалоги и темы больше похожи на медленный и слегка облагороженный супергеройский фильм Marvel в мире фэнтези. Иначе говоря, шоу можно смотреть без неприязни, только если проигнорировать, что оно основано на любимых многими историях Толкина.

Потому что это шоу — ужасная адаптация Толкина. Дело не только в том, что сценаристы отбросили большую часть тщательно сконструированной истории Арды, но и в том, что они совершенно не чувствуют созданный им мир и не понимают морального закона, оживившего его.

Там есть визуально потрясающие моменты — хотя некоторые из них и не оправдывают ожиданий от почти безлимитного бюджета шоу, — но нет почти ничего, чтобы вдохновить моральное воображение. Нет ни настоящего благоговения, ни удивления, ни даже восхищения героями, истории которых (предположительно) сплетаются для нас воедино.

В сериале множество персонажей. И Галадриэль, охотящаяся на орков и Саурона, который, как она уверена, всё ещё где-то прячется. И авантюрная прото-хоббитянка, которая встречает таинственного незнакомца и начинает заботиться о нём. И эльф-страж, и женщина-целительница со своим сыном... однако у зрителей почти нет причин переживать об этих персонажах и о том, что они делают.

Отчасти дело в том, что почти ничто в этом шоу, кроме имён и пейзажей, не похоже на мир Толкина. Например, в одной из сюжетных линий эльф-кузнец Келебримбор хочет быстро построить мощную печь, так что Элронд (сыгранный ужасающе неподходящим на эту роль Робертом Арамайо) едет в Морию, чтобы попросить помощи у гномов. Ему отказывают прямо у порога, но он пробирается внутрь, вызвав своего старого друга Дурина на состязание по разбиванию камней. Он проигрывает, узнаёт, что Дурин зол на него, потому что Элронд пропустил его свадьбу с сильной чёрной женщиной-гномом, которая потом помогает им помириться за ужином, — это вообще экранизация Толкина или ситком?

Проблема не в том, что авторы шоу в случайном порядке закинули в него несколько темнокожих персонажей, а в том, что все были так заняты поздравлениями друг друга с добавлением «разнообразия» в мир Средиземья, что не потрудились создать хорошее шоу.

Можно в чём-то отклоняться от источника, при этом оставаясь верным духу работы Толкина. Можно даже сглаживать аспекты легенды, которые кажутся слишком сложными для экранизации. Но ребята из Amazon не уважают Толкина и его работу, так что их отклонения от его творения ведут их в трясину трудностей с сюжетом и персонажами.

Например, авторы шоу попытались подогнать Галадриэль под современные идеалы Голливуда о сильном женском персонаже, которые на самом деле её принизили. Галадриэль Толкина была великим эльфийским правителем, а не офицером среднего звена, которому мог бы приказывать Гиль-Галад. Amazon понижает её до боевого эльфа, мстительного лидера разведотрядов, — и берёт на эту роль абсолютно неподходящую Морвет Кларк, которая могла бы быть хорошей королевой эльфов, но стала паршивой героиней экшна. Это Галадриэль, изображённая через призму многих голливудских братков вроде Джосса Уидона, считающих, что ничто так не вдохновляет женщин добиваться прав и свобод, как 50-килограммовая девушка, побеждающая в рукопашном бою.

Хоть кунг-фу Галадриэль и предоставляет сценаристам лёгкий способ с самого начала создать экшн и драму, оно умаляет персонажа в долгой перспективе. Слепо следуя современной моде, авторы шоу принизили своего главного женского персонажа, потому что теперь они просто не смогут показать её как естественную ровню Гиль-Галаду и другим эльфийским правителям Средиземья.

Это типично для хилого воображения современной индустрии развлечений, ведь её возглавляют люди, вписывающие себя и свою одержимость в каждую историю, вместо того, чтобы создавать искусство, расширяющее кругозор и выводящее людей за пределы их непосредственного опыта. Конечно же, они испортят Толкина. Даже хорошие, но не совершенные фильмы Питера Джексона «Властелин колец» (чем меньше мы будем говорить о трилогии «Хоббит», тем лучше) постоянно делали персонажей менее благородными, чем в книгах.

Авторы шоу от Amazon справились ещё хуже, потому что им, очевидно, не хватает морального понимания, чтобы постичь трагедию Второй эпохи, в которой добро позволило злу вернуться. Те, у кого почти нет собственной добродетели, не поймут, как могут пасть великие и как добро может стать жертвой искушения.

Что иронично, минусы эльфов и людей Второй эпохи отражены в культуре и индустриях, создавших это шоу. Сериал на Amazon, верный темам Толкина, был бы открытой критикой идеологии и действий тех, кто его спонсирует.

Вторая эпоха была трагедией, потому что в своём стремлении к знаниям эльфы Эрегиона доверились обещаниям Саурона о раскаянии и дружбе. А жители Нуменора и вовсе погрязли во зле, потому что любили этот мир больше, чем доверяли Богу. Вытекающий отсюда страх смерти стал причиной их падения, дирижируемого самим Богом.

И, может быть, корень проблемы шоу от Amazon — это Бог. Бог в истории Толкина, конечно же, основан на Боге, в которого Толкин действительно верил. Толкин не любил и не писал аллегорий (вроде «Хроник Нарнии» его друга К.С. Льюиса), но влияние христианских убеждений Толкина неизбежно в любой адаптации Второй эпохи. Оно больше не подтекст, как во «Властелине колец», оно и есть текст. И текст этот расходится с духом нашего времени и этикой Amazon, решившего создать громкий сериал-фэнтези, а не трагичную историю мятежа грешного человека против Бога.

Толкин не писал нравоучений, но его моральное воображение было исключительно христианским. Оно наполняло его работу смыслом, который нельзя отбросить, не разрушив само произведение. Сделав это, Amazon сотворил с Толкином то же, что Унголиант сотворила с Древами.

Наш отдел новостей каждый день отсматривает тонны пропаганды, чтобы найти среди неё крупицу правды и рассказать её вам. Помогите новостникам не сойти с ума.

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
Карта любого банка или криптовалюта