13 сентября 2022, 18:00
Рон Десантис может победить человека из Мар-а-Лаго
Губернатор Флориды должен вырвать Республиканскую партию из рук Трампа, если республиканцы хотят иметь шансы на победу в 2024 году
Все, кто устал от длительной гонки за лидерство среди британских консерваторов, должны пожалеть американскую общественность. Говорят, что в США президентская гонка длится два года. На самом же деле она рискует затянуться на все четыре.
С того момента, когда Джо Байден вступил в должность, над американской политикой нависли два вопроса. Первый: хочет ли он баллотироваться снова, и если да — то как демократы могут его остановить? Второй: хочет ли Дональд Трамп баллотироваться снова, и если да — то как республиканцы могут его остановить?
С Байденом всё просто. Его избрали как не-Трампа, чтобы вернуться к некой нормальности после четырёх неспокойных лет. Но он промямлил свой президентский срок. На этой неделе рейтинги его одобрения достигли рекордного минимума в 31%.
Большинство демократов не хотят, чтобы он баллотировался в 2024 году. К концу срока Байдену будет 86, и хотя некоторые люди и могут преуспевать в таком возрасте, Байден к ним не относится. На этой неделе его политическое заявление о студенческом долге умудрилось расстроить людей с обеих сторон — что довольно показательно. Его собственная партия должна выдавить его с его должности — вопрос в том, как это сделать.
И хотя у демократов есть собственные трудности, они по крайней мере могут утешать себя тем, что у республиканцев их тоже предостаточно.
Так, человек из Мар-а-Лаго продолжает заполнять собой почти каждое обсуждение. В этом году, в самый разгар партийных слушаний на тему 6 января, стала очевидна абсолютная невозможность переизбрания Трампа. Как партия может выдвинуть на выборы кандидата, который всё ещё не признаёт результаты прошлого голосования?
Но с Трампом всё совсем не так однозначно, как с Байденом. Когда в этом месяце ФБР пришла с обысками в его дом в Палм Бич, мяч политической игры вылетел за пределы поля. Они обыскали даже шкаф его жены. И хотя некоторые поводы для проведения обыска стали известны, официального заявления за ними пока не последовало.
В результате часть Республиканской партии выступила против ФБР и в поддержку преследуемого бывшего президента. Тем временем левые, кажется, с новой силой полюбили ФБР, вновь показав, что с Трампом возможно почти всё.
Но за всем этим продолжает маячить вопрос: будет ли он баллотироваться? Многие республиканцы считают, что он выжидает. Если партия хорошо покажет себя на ноябрьских выборах, Трамп запишет каждую унцию этого успеха себе в заслуги. Возможно, отчасти даже заслуженно. Кандидаты, которые заручились его поддержкой и выдвинулись на выборы, скорее всего, будут избраны благодаря ей.
Трамп остаётся огромной, мощной и популярной силой среди республиканской электоральной базы. Но его минусы как минимум перевешивают плюсы. И хоть традиционный республиканский электорат и поддержит его, какова вероятность того, что он переманит к себе достаточное для победы количество сомневающихся избирателей?
Однако здесь у республиканцев есть огромное преимущество над демократами. Ведь если вы согласны, что Байден не сможет баллотироваться в 2024 году, спросите у себя, кто сможет. Ни один вариант не кажется привлекательным. Камала Харрис? Политический криптонит. Пит Буттиджич? В президенты? Скамейка запасных у демократов удивительно пуста.
У республиканцев же есть кандидаты с опытом. Никки Хейли, бывший постоянный представитель США в ООН, и Майк Помпео, бывший государственный секретарь, очевидно, будут баллотироваться. Но все взгляды сейчас обращены на губернатора Флориды Рона Десантиса.
Во многом политическая программа Десантиса совпадает с программой Трампа, но он доказал, что гораздо более эффективно воплощает её в жизнь. Как и Трамп, он выступает против крайностей «прогрессивной» идеологии. Но, в отличие от Трампа, он действительно принимает законы против таких крайностей — и довольно успешно.
Он показал, что может принимать смелые решения, но только после тщательного рассмотрения. В начале пандемии, когда остальной мир вводил локдауны, Десантис сделал то, что не смогло сделать британское и другие правительства: он прислушался к мнениям за пределами консенсуса в поддержку локдаунов. Десантис взвесил то, что ему рассказали профессионалы в сфере здравоохранения, и решил не закрывать свой штат. В результате Флорида стала «безопасным местом» во время коронавируса и теперь быстрее других приходит в норму.
Сможет ли Десантис применить свои навыки на уровне страны? Многие члены Республиканской партии считают, что да. Он стал лидирующим соперником Трампа среди электоральной базы, эффективно забирая всю поддержку, которую могли бы получить другие, более мелкие кандидаты. Но сейчас для него началась самая опасная часть игры. Как ему баллотироваться без преследования из Мар-а-Лаго?
Очевидно, что тот, кто первым вырвется из гонки внутри Республиканской партии, станет жертвой типичной трамповской игры. Этого боялись весь прошлый год: что Трамп запугает своих конкурентов и заставит их не объявлять об участии в выборах. Обсуждалось даже выдвижение кандидата-«приманки». Крис Кристи или другой претендент вывалился бы из стартовых ворот, оказался съеденным Трампом, и, пока экс-президент был бы занят его пожиранием, другие кандидаты смогли бы начать выдвигаться. Это не очень привлекательная роль.
Десантис слишком хорош, чтобы потратить его на это. Сначала кто-то другой должен привлечь на себя гнев Трампа. Но если кто-то и сможет отвести от него партию, то это, скорее всего, Десантис. Он может воздать должное Трампу и не должен этого бояться. Он может пообещать продолжить битву после него. А потом осторожно вырвать Республиканскую партию из его рук.
От того, получится ли у него справиться с этим щепетильным заданием, зависит не только будущее его партии, но и всего мира.