Поддержи наш проект

bitcoin support

Наше издание живет благодаря тебе, читатель. Поддержи выход новых статей рублем или криптовалютой.

Подпишись на рассылку

Раз в неделю мы делимся своими впечатлениями от событий и текстов

Перевод

7 сентября 2022, 22:31

Сэм Джейкобс

Сэм Джейкобс

Публицист

Культурное превосходство — не расизм

Оригинал: LIBERTARIANINSTITUTE.
LIBERTARIANINSTITUTE.
Оригинал: libertarianinstitute.org

Почему лучшие страны мира основаны на западных ценностях

Многие левые, а также их союзники в медиа, постоянно подчёркивают, что белые люди — плохие, как и созданная ими культура. Все ценности нашего, западного общества, тоже плохие. Более того, именно они якобы являлись оправданием для порабощения не белых. Одним словом, западная культура — это белая культура, а всё белое — плохо.

Но, как и всё, что продвигают левые и корпоративные медиа, это утверждение далеко от истины. Хотя белые — то есть люди европейского происхождения и некоторые христианские группы населения на Кавказе — являются представителями западной культуры, они не единственные её носители. То, что мы без малейшего преувеличения можем назвать «западной культурой», встречается не только в Европе, Северной Америке и Австралии, но и в бывших британских колониях, таких как Израиль, Сингапур и Гонконг.

Более того, даже если страна территориально является частью Европы, это не делает её автоматически западной в каком-либо значимом смысле слова. Несмотря на то, что на территории от Лиссабона до Владивостока наблюдается определённое культурное единство, основанное на христианстве, мы не можем назвать постсоветские страны западными, ведь это будет чрезмерным упрощением. Эти страны, хотя и имеют схожий набор ценностей из-за христианства, не стали либеральными в истинном смысле этого слова, несмотря на демократическую форму управления. В постсоветских странах нет системы свободного рынка, свободы слова, беспристрастной судебной системы, главенства права частной собственности и приоритета личности над коллективом.

В этой статье мы используем ряд терминов для объяснения того, что же такое западная культура. Также мы докажем, что западные ценности универсальны — то есть их с успехом можно применять в любой точке мира — и что они объективно превосходят другие системы ценностей в вопросах улучшения качества жизни, свободы и раскрытия человеческого потенциала. Мы докажем, что вера в это не имеет ничего общего с расизмом — в том смысле, в котором его понимают обычные люди.

Одним из доказательств превосходства западных ценностей над другими является то, что за них буквально «голосуют ногами». Вот что на этот счёт говорил канадский клинический психолог, профессор Джордан Питерсон:

Фундаментальные предпосылки западной цивилизации верны. Как это проверить? Подумайте, из каких стран чаще всего хотят уехать люди? Не из западных стран. А в какие страны хотят приехать? В наши — западные! Ведь в наших странах лучше жить. И так сложилось не потому, что мы объехали весь мир, присваивая себе то, что попадалось под руку. Всё дело в том, что мы выбрали правильные принципы, на основе которых создали общество, — и, слава Богу, всё получилось.

Что такое западные ценности?

Прежде всего, необходимо определить, что мы подразумеваем под словосочетанием «западные ценности». На самом деле у этого термина есть конкретное значение, и возникло оно непосредственно в англосаксонской культуре, а не на Западе в целом. Возможно, практически все ценности, которые мы определим как западные, ради точности следовало бы называть англосаксонскими. Однако поскольку вариант «западные ценности» является более кратким, ёмким и широко применяемым, мы будем использовать в нашей статье именно его.

Так что же это за ценности? Как и откуда они появились?

Ценности, которые принято называть западными, являются, прежде всего, частью англосаксонской традиции. Благодаря Великой хартии вольностей можно увидеть, что эти ценности были закреплены формально, но необходимо отметить, что в этом документе они лишь фиксировались как итог образа жизни людей — вполне вероятно эти ценности практиковались задолго до появления хартии, вплоть до тех времён, когда англы и саксы скитались по территориям, которые в наше время являются границей между Германией и Данией.

Великая хартия вольностей — непростой для понимания документ, но его содержание сводится к простому и ясному выводу: король не может быть превыше закона.

Из этого тезиса вытекает ряд принципов, которые составляют основу западной цивилизации: правовые нормы распространяются на всех людей, независимо от их социального статуса. У всех есть право на справедливый суд и открытое судебное разбирательство, право на частную собственность и её защиту, в том числе с применением силы вплоть до летального исхода. Несмотря на то, что все эти права ущемлялись — иногда довольно значительно, как после теракта 11 сентября 2001 года, — они всё равно являются основой нашей правовой культуры и системы ценностей.

Можно кратко резюмировать это одним предложением: в соответствии с западными ценностями, люди имеют право на жизнь, свободу и стремление к счастью, и лишить этих прав можно лишь в результате надлежащей правовой процедуры. Конституции разных стран и преобладающие моральные убеждения не позволяют разъярённым толпам или могущественным олигархам систематически лишать представителей различных меньшинств их прав.

Универсальны ли западные ценности?

Западные ценности не универсальны в том смысле, что рано или поздно, если дать достаточно времени, к ним придут все культуры. В противовес тому, о чём писал философ Фрэнсис Фукуяма, западные ценности не являются конечной точкой истории, какой-то телеологической целью, к которой человечество двигалось на протяжении всего своего существования. Они зародились в англосаксонской среде мелких землевладельцев, лордов и баронов в атмосфере полного непринятия идеи авторитаризма, в рамках которой король может править страной согласно своей прихоти, не учитывая мнения тех, кто платит львиную долю налогов и кого могут заставить отправиться на войну.

Западные ценности универсальны в другом смысле. Подумайте о том, о чём мы ранее говорили: эти ценности встречаются и за пределами англоязычных стран, хотя, по всей видимости, они наиболее выражены в бывших британских колониях — Северной Америке, Австралии, Израиле, Сингапуре и Гонконге. В каждой из этих стран эти ценности проявляются по-разному, но было бы даже странно, если бы везде они были одинаковыми.

Права собственности

Всем странам с западными ценностями свойственно представление о том, что существует набор правовых норм, применимых ко всем, и что право собственности так же значимо, как другие права — например, право на свободу слова. Эти представления универсальны — и где бы они ни применялись, они приносили впечатляющие результаты, позволяя людям раскрыть свой потенциал и обеспечивая лучший исход для всё большего количества членов общества.

Почему это важно? Давайте разберёмся. В некоторых коммунистических странах с антизападными ценностями тоже значительно повысился уровень жизни. Сравните Российскую империю конца династии Романовых с Советским Союзом в 50-е, 60-е и 70-е годы или современный Китай с тем, что существовал 70 лет назад. Результаты впечатляют — но лишь при условии, что мы не учитываем провал коммунизма в сфере индивидуальных прав и довольно скудный список инноваций и изобретений в таких режимах. Безусловно, СССР обошёл Америку в космической гонке — однако больше он ничего не смог. То же касается и Китая, снискавшего дурную славу из-за постоянных краж интеллектуальной собственности Запада вместо создания своих новшеств.

Качество жизни

Инновации нужны как для поддержания текущего качества жизни людей, так и для повышения их уровня жизни в будущем. Китай — это хороший пример того, что происходит с растущей экономикой, если она не является открытой, не фокусируется на правах личности и свободе инноваций — принципах, свойственных либеральной экономике. Закон об одном ребёнке на семью, который (вне зависимости от нравственных норм) был гуманитарной катастрофой, а также ухудшение состояния окружающей среды — признаки того, что страна стала агрессивно антилиберальной, подавляющей всё новое.

Связь западных ценностей с высоким уровнем качества жизни неоспорима. Три из десяти стран мира с самым высоким уровнем жизни — Канада, Австралия и Новая Зеландия — бывшие британские колонии. В десятку также попали четыре скандинавских страны, в которых большую роль играют индивидуальные права (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия), и Швейцария, где приняты ценности, близкие к англосаксонским. Сингапур (бывшая британская колония) занимает 20-е место, уступая в Азии только Японии и Гонконгу (ещё одной бывшей британской колонии). Малайзия и Индия, которые также были британскими колониями, вошли в топ-30, опередив даже ряд европейских стран, обычно не причисляемых к западной цивилизации, — Россию, Болгарию и Словакию.

Качество жизни — важный показатель, поскольку он включает в себя нематериальные и неэкономические факторы. Насколько счастливыми чувствуют себя люди? Удовлетворены ли они своей жизнью, богаты ли? Хотят ли они иметь детей? Покупают ли они недвижимость? Ответы на эти вопросы позволяют получить гораздо более точную картину жизни в стране, чем такие показатели, как ВВП или доход на душу населения.

Нобелевские лауреаты

Есть и другие способы доказать, что страны с западными ценностями имеют культурное превосходство над остальными. Один из вариантов — посмотреть, сколько человек в стране получили Нобелевскую премию. Хотя Нобелевский комитет расположен в Норвегии, в лидеры по количеству лауреатов премии вышли две англоязычные страны — США и Великобритания, существенно опережающие своих конкурентов. Из 866 человек, получивших Нобелевскую премию по состоянию на 2020 год, 516, то есть почти 60%, — это жители двух вышеупомянутых стран.

Отметим, что в пятёрку лидеров по количеству лауреатов на премию входят только западные страны — США, Великобритания, Германия, Франция и Швеция, причём 83% вообще всех лауреатов приходится на граждан этих государств.

В первой десятке по количеству получателей премии мы найдём ещё три западных страны — Швейцарию, Канаду и Австрию, и вместе с ними 92% лауреатов Нобелевской премии будут составлять жители западных стран.

Эти достижения настолько однозначны, что их должен учитывать любой, кто берётся говорить о преимуществе различных систем ценностей.

Технологические достижения

Технологические достижения с трудом поддаются качественной оценке. То, что один учёный назовёт технологическим прорывом, может быть отвергнуто другим как нечто незначительное. Тем не менее, журнал The Atlantic составил список самых важных технологических достижений со времён изобретения колеса — и этот перечень заслуживает внимания. Хотя большая часть изобретений была создана на европейском континенте, многие достижения появились на Западе, каким мы его понимаем, — то есть в странах и культурах, воплощающих западные ценности.

Коррупция и прозрачность

Наконец, во всех странах есть проблемы с государственной коррупцией и непрозрачностью власти. Индекс восприятия коррупции ранжирует 180 различных стран мира, определяя уровень подотчётности правительства, прозрачности его деятельности и других важных факторов. Из десяти лучших стран мира, по данным на 2019 год, девять находятся в Европе. Единственная страна из десятки, которая не расположена в Европе, — это Сингапур. Сингапур сложно назвать демократической страной, но там реализованы многие свободы, а также обеспечено верховенство закона. Гонконг — к счастью, ещё не полностью подконтрольный коммунистическому Китаю, — занимает 16—е место в списке, опережая Японию, Ирландию и Бельгию. Эти две бывшие британские колонии в Азии опережают даже Соединённые Штаты по показателям, установленным Индексом восприятия коррупции.

Одна из причин низкого рейтинга Америки среди западных стран состоит в том, что некоторые высокопоставленные чиновники, несмотря на преступления, совершённые во время пребывания в должности, спокойно покидают госслужбу и отправляются зарабатывать деньги в частном секторе, используя свои связи. Видя это, американцы не спешат верить своему правительству.

При этом в таких странах, как Швеция, если политик не оправдал доверие общества даже в мелочах — например, сев за руль в нетрезвом виде, — он немедленно со скандалом уходит в отставку.

Просто подумайте, как это возможно: Эдвард Сноуден и Джулиан Ассанж вынуждены скрываться из-за предъявленных им обвинений, в то время как генерал Дэвид Петреус, бывший директор ЦРУ, предоставил своей любовнице и по совместительству биографу Пауле Бродуэлл настолько секретную информацию, что она просто не поддаётся классификации, так как включает имена оперативников под прикрытием и личные мысли президента США по стратегическим вопросам.

Петреус до сих пор не в тюрьме. Как и экс-глава Агентства по национальной безопасности (АНБ), генерал Кит Александер, который лгал под присягой Конгрессу и судам о том, что АНБ не шпионит за гражданами США. Как и бывший директор ЦРУ Джеймс Клеппер, который тоже лгал под присягой Специальному комитету Сената США по разведке, защищая своё ведомство. Все эти люди всё ещё на свободе.

Превосходят ли западные ценности все другие системы ценностей?

Ответ на  это вопрос зависит от того, каким человек представляет себе идеальное общество. Люди очень часто спорят на эту тему, но большинство представителей западной культуры считают хорошим то общество, в котором обеспечиваются индивидуальная свобода и справедливость. Обе эти ценности в той или иной степени важны для каждого человека. Именно они являются основой нашей цивилизации.

Западные ценности можно охарактеризовать словом «либерализм» — в том смысле, в котором его понимали философы Джон Стюарт Милль и Джон Локк. Именно благодаря классическому либерализму стал возможен тот уровень всеобщего процветания и индивидуальных свобод, который можно наблюдать в странах, принявших западные ценности.

Большинство американцев и других представителей Запада, даже если они не углублялись в размышления о справедливости и свободе, считают эти ценности важными и, возможно, даже наиболее значимыми среди тех, к которым должно стремиться общество.

Эти ценности ведут к материальному процветанию и изобилию. На Западе каждый по-своему стремится к благополучию, и, в основном, люди пожинают плоды своих трудов. Это создаёт мотивацию для изобретения инноваций, повышающих уровень жизни всех людей — от элиты до низов.

Предполагать, что западные ценности — наилучшие, это расизм?

Когда кто-то очень лестно отзывается о западных ценностях, ему в ответ зачастую возражают, что предпочтение западных ценностей всем прочим является расизмом. Однако у отвечающего обычно нет никаких доказательств того, что это действительно так.

Необходимо уточнить, что мы вкладываем в понятия «расист» и «расизм» только то, что зачастую подразумевает самый обычный человек при использовании этих слов: расово мотивированную ненависть, порабощение другого и господство над ним. Мы не используем определение культурных марксистов, согласно которому целые группы людей объявляются расистами независимо от их взглядов, действий или мотивации.

Мы уже указали на то, что за пределами Европы есть страны, принявшие западные ценности. Проговорить это довольно важно, особенно когда речь идёт о защите точки зрения, согласно которой вера в превосходство западных ценностей над другими не является формой расизма. На Западе расовым, этническим и религиозным различиям не придают особого значения. В среднем западные страны имеют самую высокую в мире степень терпимости и плюрализма. Большая часть наших общественных дискуссий посвящена тому, как наилучшим образом сбалансировать толерантность с принципами справедливости и свободы.

На Западе довольно часто люди неевропейского происхождения — будь то потомки африканских рабов или более поздних иммигрантов из других частей света — занимают значимые должности в академических, культурных, экономических и политических кругах. И забывать об этом точно не стоит — могут ли другие страны, например арабского мира, похвастаться чернокожими политиками, артистами и предпринимателями? Есть ли нечто подобное в африканских странах, например, азиаты, достигшие там успеха какой-либо сфере?

Нигде в мире нет эквивалента той социальной мобильности, которую западные страны предлагают диаспорам, иммигрантам и ранее порабощённому населению. Это говорит об универсальном качестве, о котором мы упоминали ранее, — западные ценности не дают преимуществ какой-либо конкретной группе.

Нельзя также не вспомнить про институт рабства и роль Запада в освобождении от него. Рабство вопиюще несовместимо с западными культурными ценностями, и именно поэтому оно в первую очередь было искоренено на Западе и на территории бывших западных колоний. В наши дни рабство находится вне закона по всему миру. И хотя существуют формы подневольного и несвободного труда, это, скорее, отклонение от общего правила, и такой труд чаще всего встречается как раз в тех регионах, где влияние Запада минимально.

Оценить роль института рабства на Западе довольно непросто. Однако точно стоит отметить, что западные страны не изобретали рабство — институт такой же древний, как и известная нам часть человеческой истории, — но при этом сделали больше, чем кто-либо другой, чтобы покончить с ним. Так, Британская империя отменила рабство на своей территории в 1833 году, а США — в 1865-м, через четыре года после отмены крепостного права в Российской Империи. Всё это нанесло серьёзный удар по институту рабства, в итоге приведя к его отмене. В Европе рабство сохранялось только под эгидой исламской Османской империи.

В последние годы значительная часть западного дискурса была посвящена рассуждениям о том, как сделать западные общества более плюралистичными, толерантными и открытыми для всех. Растущая инклюзивность западной цивилизации — её отличительная черта наравне с ценностями свободы и справедливости. Ничто из этого не свидетельствует о том, что западная цивилизация «расистская», поэтому и говорить, что западные ценности лучше других, не означает вести себя «по-расистски».

Что такое мультикультурализм?

«Мультикультурализм» — это один из тех терминов, которыми часто пользуются, не задумываясь об их значении. Быть мультикультуралистом не значит находить что-то ценное в других культурах. Это значит придерживаться мнения, что все культуры равнозначны и что различные ценности и обычаи безупречны просто в силу того, что они являются частью чьей-то культуры.

Как и многое из того, что продвигают левые, мультикультурализм — достаточно лукавая позиция. Например, ни один защитник мультикультурализма не скажет, что не нужно сносить памятники деятелям эпохи Конфедерации, так как они являются частью наследия Юга. Потому что те, кто наиболее громко заявляет о приверженности мультикультурализму, меньше всего уважают культурные нормы и нравы жителей Аппалачей, Южного Бостона или Дир-Лоджа, где преобладающее большинство — белые.

Более того, зачастую восприятие других культур в рамках мультикультурализма весьма поверхностно. Богатые и образованные люди любят «путешествовать», но в основном они проводят время, не покидая своих курортов. Не пройдёт и десяти секунд разговора об иммиграции, как мультикультуралист пожалуется, что без мигрантов некому будет готовить тако.

В разы реже встречаются люди, действительно погрузившиеся в другие культуры, например, говорящие по-арабски, читавшие Пруста в оригинале или прожившие всё лето вместе с кубинской семьёй в Гаване. Среднестатистический мультикультуралист, как правило, даже не знает столицы Зимбабве или главного экспортного товара Вьетнама.

Безусловно, нам есть что ценить и чему учиться у других культур, но те же самые мультикультуралисты запрещают нам перенимать культурные практики других народов, называя подобные действия «культурной апроприацией». Они говорят, что белым нельзя носить дреды или серьги-кольца. При этом если спросить их, можно ли не белым делать прививки и летать на самолётах, они вряд ли вам ответят что-то кроме «белой культуры не существует».

Мультикультурализм нужно понимать таким, какой он есть на самом деле: как форму давления, использующую свойственный западной культуре принцип «живи и дай жить другим» и стремление этой культуры играть по-честному. Однако цель мультикультурализма — подрыв западной культуры изнутри. Одним из проявлений этого является существование так называемых «запретных зон» — где царит беззаконие и всем заведуют мигранты, открыто выступающие против западных ценностей.

Запретные зоны возникают потому, что власть имущие не верят в западные ценности и не хотят настаивать на том, чтобы вновь прибывшие иммигранты принимали их. Такие политики приветствуют мультикультурализм в своих странах, даже когда представители других культур проявляют агрессию и полное неприятие западных ценностей.

Против культурного низкопоклонства

Так к чему всё это? Значит ли это, что нам нужно гордиться Западом?

Не обязательно. Но давайте подумаем о том, что, по сути, противоположно гордости — о стыде и чувстве вины. «Белая вина» — это популярный в США и других странах Запада концепт, согласно которому белый человек должен чувствовать прямую ответственность за любые преступления, совершённые представителями западной цивилизации. И он невероятно абсурден. Если кто-то должен нести ответственность за Трансатлантическую работорговлю, то этот же человек ответственен и за изобретение туалетов, появление вакцин и антибиотиков.

Вместо того чтобы предаваться антизападному шовинизму, мы призываем носителей западной культуры перестать стыдится ценностей, порождённых ей.

Культурное низкопоклонство — это понятие, используемое для описания чувства неловкости или дискомфорта по поводу своей культуры. Склонный к культурному низкопоклонству человек считает свою культуру хуже других и подчёркивает только её недостатки, игнорируя достижения. Похоже, Запад в целом достаточно сильно страдает от неприятия собственной культуры, однако стоит отметить, что это состояние не является естественным для западного общества.

Такой стыд — не следствие преобладающих на Западе культурных установок, а чувство, порождённое средствами массовой информации и активно пропагандирующееся в академических кругах.

Успех нападения на культурные основы нашего общества обоснован нашей исторической безграмотностью, ведь человеком, который не разбирается в истории, очень легко манипулировать. Хотя многие американцы стыдятся рабовладельческого прошлого Штатов, лишь некоторые знают о том, насколько в стране ограничивали рабовладение и как с ним боролись, пока оно существовало. Почти никто не задумывается о том, что рабство — это институт, восходящий к заре человеческой истории, и, следовательно, оно не является американским изобретением. Американцы делали то, что в то время делал весь остальной мир, более того — рабство практиковалось на протяжении всей известной нам истории человечества.

Чтобы бороться с происходящим, не нужно ходить и хвастаться западной культурой. Это может даже оказаться контрпродуктивным. Но нужно отказаться от чувства вины из-за цвета своей кожи или принятия западных ценностей. Важно помнить, что люди, стремящиеся использовать в качестве оружия чувство вины за исторические преступления Запада, делают это не из лучших побуждений.

Преступления, которые, безусловно, стали частью нашей истории, не являются чем-то исключительным и характерным только для западной цивилизации, и именно на Западе с ними наиболее активно боролись. Люди, которые подобным образом используют чувство вины, не собираются сделать мир лучше. Они просто хотят использовать ваши чувства в своих политических целях.

Именно стремление Запада к равенству и игре по правилам позволяет левым легко дурачить нас. Поскольку для нашей культуры характерно равенство перед законом, мы легко начинаем чувствовать вину и стыд, когда нам говорят, что в какой-то исторический момент времени этот принцип не соблюдался. Нападая на западную культуру, левые сначала говорят, что из-за того, что представители Запада не всегда соответствовали заявленным нами ценностям, мы как общество потерпели неудачу. Но затем — следите за руками! — они совершают логическую подмену, заявляя, что по этой причине сами наши ценности являются плохими. И потому спешат заменить их радикальным, чуждым нам набором ценностей социальной «уравниловки».

Главное, что нужно помнить: никто из тех, кто требует от вас ненавидеть собственную культуру, не сможет предложить взамен ничего лучше. Гордиться своей культурой, а не стыдиться её — не значит смотреть на другие культуры свысока. Это означает всего лишь признать, что по сравнению с остальными представители Запада сделали многое для свободы личности, процветания человечества и справедливости.

Наш отдел новостей каждый день отсматривает тонны пропаганды, чтобы найти среди неё крупицу правды и рассказать её вам. Помогите новостникам не сойти с ума.

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
Карта любого банка или криптовалюта