В эпоху жёстких ограничений миграции паспортный контроль кажется естественной прерогативой государства. Идея отмены паспортов почти немыслима. Однако ещё в XX веке правительства считали их полную отмену важной целью и даже обсуждали этот вопрос на нескольких международных конференциях.
Первая «паспортная» конференция была проведена в Париже в 1920 году под эгидой Лиги Наций (предшественницы ООН). Целью Комитета по Коммуникации и Транзиту было восстановление довоенного режима свободы передвижения.
Ведь на протяжении большей части XIX века, как говорится в отчёте Международной организации труда за 1922 год, «миграция была более-менее беспрепятственной, и каждый эмигрант мог сам выбирать время своего отъезда, приезда или возвращения по своему усмотрению».
Но Первая мировая война наложила жёсткие ограничения на свободу передвижения.
В 1914 году воюющие государства Франция, Германия и Италия первыми сделали паспорта обязательными, а затем эту меру быстро приняли и другие государства, в том числе нейтральные Испания, Дания и Швейцария.
В конце войны режим обязательных паспортов стал почти повсеместным. Версальский договор 1919 года, которым была создана Лига Наций, предусматривал, что государства-члены обязуются «обеспечивать и поддерживать свободу коммуникаций и транзита».
Конечно, заборы легче строить, чем разбирать. Парижская конференция 1920 г. признала, что ограничения свободы передвижения затрагивают «личные отношения между народами различных стран» и «составляют серьёзное препятствие для возобновления нормального общения и восстановления экономического благосостояния мира».
Но делегаты также полагали, что из соображений безопасности не следовало торопиться с полной отменой ограничений и возвратом к довоенным условиям, на постепенное восстановление которых, тем не менее, Конференция надеялась в обозримом будущем.
Для облегчения свободы передвижения участники согласились вместо этого ввести единый международный паспорт, выдаваемый на одну поездку или сроком на два года. Так мы пришли к формату паспортов, используемых нами сегодня.
Участники конференции также решили отменить выездные визы и снизить стоимость въездных виз.
Чуть-чуть не считается
В ходе последовавших конференций необходимость отмены паспортов снова была подчёркнута в нескольких резолюциях, но каждый раз сопровождалась выводом о том, что «время ещё не пришло».
В 1924 году на Международной конференции по Эмиграции и Иммиграции в Риме также утверждалось, что «необходимость получения паспортов должна быть отменена как можно скорее», но одновременно с этим предлагалось ввести и другие меры, облегчающие поездки. Эти меры включали в себя увеличение числа пунктов выдачи паспортов, позволяющее эмигрантам сэкономить время и деньги.
В Женеве в 1926 году польский делегат Францишек Сокаль начал разбирательство, прямо попросив стороны принять «в качестве общего правила, что все государства-члены Лиги Наций должны отменить паспорта».
В то время паспорта и визы всё ещё считались серьёзным препятствием для свободы передвижения, что подчёркивал и месье Жюно из Международной торговой палаты, говоря:
Не может ли конференция принять резолюцию об отмене паспортов в кратчайшие сроки? Общественное мнение воспримет это как шаг в правильном направлении.
Но к тому времени большинство правительств уже приняли единый паспорт, и некоторые из них рассматривали его как важный документ для защиты эмигрантов. Как напомнил на конференции итальянский делегат, условия изменились после войны, и паспорт был «особенно необходим в качестве документа, удостоверяющего личность, для рабочих и их семей; это обеспечило им необходимую защиту и позволило получить разрешение на пребывание».
Ещё один делегат выступил против восстановления довоенного режима, ссылаясь на положение дел в Советском Союзе. Он сказал:
Условия настолько изменились после войны, что каждому пришлось принять во внимание многие вещи, которые раньше можно было игнорировать.
Дискуссии об отмене паспортов возобновились после Второй мировой войны.
В 1947 г. первой проблемой, рассмотренной на экспертном совещании перед Всемирной конференцией ООН по Паспортам и Пограничным Процедурам, была «возможность возврата к существовавшему до 1914 г. режиму, предполагающему отмену требования об обязательном наличии у путешествующих паспортов».
В итоге делегаты решили, что возвращение к беспаспортному миру может произойти только вместе с возвращением к общемировым условиям, существовавшим до начала Первой мировой войны. К 1947 году это было уже практически невозможным, поэтому эксперты рекомендовали вместо этого заключить ряд двусторонних и многосторонних соглашений, компенсирующих разницу условий.
Мировые лидеры всё ещё обсуждали отмену паспортов аж в 1963 году, когда Конференция ООН по Международным Путешествиям и Туризму признала «желательность, как с экономической, так и с социальной точки зрения, всё более свободных международных поездок». Но в очередной раз было подсчитано, что «рекомендовать отмену паспортов во всём мире невозможно».
Сегодня ни общество, ни правительства не рассматривают паспорта как серьёзное препятствие для свободы передвижения, хотя любой потенциальный путешественник из Йемена, Афганистана или Сомали, несомненно, будет с этим категорически не согласен.
К сожалению, нам потребовалось меньше века, чтобы начать считать отсутствие свободы перемещения естественным состоянием.