11 августа 2022, 20:56
Революция фермеров
Сводка новостей из Нидерландов уже несколько недель пестрит хронологией протеста местных фермеров: от мирных городских маршей они перешли к блокадам автобанов, горящим тюкам сена и заливанию навозом дома министра окружающей среды. Более того, недавно фермеры перекрыли границу с Германией, объявили блокаду супермаркетов и даже планируют остановить работу амстердамского аэропорта!
По разным оценкам движение насчитывает от 10 000 до 80 000 участников, что делает акцию поистине общенациональной: солидарные граждане проходят маршем по городам, рыбаки перекрывают порты, а некоторые местные СМИ не стесняются употреблять в заголовках словосочетание «гражданская война». Так что же случилось в этой тихой европейской стране, известной полями тюльпанов и кофешопами?
Нидерланды — гордый член такого беспрецедентно крупного и влиятельного проекта политической и экономической централизации, как Европейский Союз. Государства-члены Союза обязаны соблюдать согласованные «общеевропейские» инициативы, отдавая часть своего суверенитета «наверх». Одной из таких инициатив является «Зелёная сделка» (The European Green Deal), одобренная Европейским союзом в 2019 году. Она подразумевает сокращение выбросов парниковых газов в Европейском Союзе до нуля к 2050 году. Это — центральная составляющая климатической политики ЕС, нацеленной сделать европейский континент «климатически нейтральным».
Цели по сокращению выбросов СО2 (которые с недавнего времени выполняют в западном обществе функцию Мирового Зла) для разных стран-членов ЕС — разные, но, как повелось, раньше прочих страдают и платят самые успешные и богатые. К таковым принадлежат и Нидерланды. Страна располагалась не на самых благоприятных и плодородных территориях и перманентно отвоевывала землю у коварного Северного моря, однако сумела построить впечатляюще сильную экономику благодаря свободному рынку и экономическому либерализму.
Тенденция к прогрессистской политике, интервенциям и дирижизму здесь слабее, чем у соседей, а в парламенте превалируют право-либеральные силы. Несмотря на свой скромный размер (в 4 раза меньше Алтайского края), Нидерланды — это второй после США экспортёр сельскохозяйственной продукции. В прошлом году, например, экспортная прибыль в этой отрасли составила 105 миллиардов (!) евро, что приблизительно равняется ВВП всей Словакии.
Ввиду ограниченной территории сельское хозяйство в Нидерландах чрезвычайно интенсивно развито, технологично и без предрассудков пользуется лучшими современными средствами: от химических удобрений и селекции семян до тепличных технологий и ГМО. В стране насчитывается 53 000 ферм, многие из которых являются семейными бизнесами, что в буквальном и переносном смысле кормят целые поколения. Именно эти фермеры, скорее всего, и избирают в Палату представителей и Генеральные штаты Нидерландов те самые правые партии.
Однако даже широкое представительство не спасло голландских фермеров от грядущего разорения из-за зелёных директив Европейского Союза. В 2019 году Верховный суд страны, ссылаясь на «Зелёную сделку» и ещё дюжину европейских законов против эмиссии газов, постановил, что выброс «вредных азотных соединений» достиг критической отметки и больше не может превышаться.
И вот, новый инистр природы и азота Христианна Ван дер Вал из правой национал-либеральной партии VVD при поддержке шаткого большинства предложила план по сокращению 50% выбросов к 2030 году. Для некоторых «территорий с природно-климатической уязвимостью» план предписывает сокращение выбросов на 70%. Таких территорий насчитывается 131, а это значит, что местные фермеры попросту не смогут продолжать вести бизнес.
Чем продиктовано такое решение? Свидетели глобального потепления заявляют, что 70% антропогенных выбросов соединений азота в Нидерландах приходятся на отрасль животноводства, а в некоторых южных районах страны на квадратный метр приходится больше свиней, чем где-либо ещё в мире. Очевидный шаг — сократить поголовье скота. План предусматривает сокращение вдвое в обычных областях и фактически полное — в природоохранных зонах.
Нужно ли говорить, что это гарантирует не только разорение фермеров? Согласно собственной оценке правительства, регуляции затронут 30% владельцев ферм. Но это лишь краткосрочное последствие. Здесь ситуация напоминает притчи Фредерика Бастиа «Что видно, и чего не видно»: видно, что пострадают фермеры. Но (пока) не видно, что разорённые фермеры — это, во-первых, дефицит продуктов, от пшена и масла до мяса, овощей и молока. Во-вторых, это подорожание названных позиций из-за сокращения предложения и, в-третьих, это падение экспортной выручки, а, значит, налоговых и таможенных поступлений.
Проще говоря, предложенный план — это выстрел в гордость голландской экономики — сельское хозяйство, — и выстрел этот приведёт к кровопотере экономического благополучия всей страны. Именно это и хотят доказать протестующие фермеры, блокируя супермаркеты и склады, а также отказываясь от части поставок дистрибьюторам: не будет фермеров, и пустые полки станут реальностью.
Но всё вышеописанное лишь на первый взгляд кажется конфликтом фермеров и зелёных. По своей природе это — конфликт народа и государства. Потому что зелёные директивы, введённые Ван дер Вал и продиктованные «Зелёной сделкой» ЕС, — это де-факто экспроприация собственности. Требования настолько абсурдно невыполнимы, что гарантированно лишают фермеров их земли и средств к существованию. Что будет с фермером, который откажется выполнять заведомо разорительные предписания? Он должен будет либо добровольно отказаться от собственности за скромную денежную компенсацию и обещание не заниматься сельским хозяйством, либо подвергнуться принудительной конфискации фермы государством! Большевизм à la hollandaise.
Это, в свою очередь, может быть доказательством тому, что защита климата и окружающей среды здесь — лишь удобный предлог. На самом деле, считают фермеры, цель гаагских бюрократов заключается в экспроприации земель с высокой рыночной стоимостью для строительства новых жилых кварталов. Ведь в страдающих от дефицита жилья и территории Нидерландах этот бизнес — чрезвычайно прибыльный.