9 февраля 2022, 15:00
Сто лет Гражданской войне
Любая война затевается ради достижения определенных политических целей одной стороной и продолжается другой с целью защиты от захватчика своей земли, семьи и дома.
Но что если причины у войны не внешние, а внутренние? И враг в ней тоже не внешний, а внутренний — часть того же народа, бывшие друзья и соседи? И что если длится эта война не несколько месяцев, а целых 5 лет? Такое сложно представить, но именно это произошло в нашей стране совсем недавно — ровно 100 лет назад завершилась такая война.
Кажется, что сегодня в России всеми силами стараются стереть эти события из памяти нации, и этого просто нельзя допустить. Поэтому предлагаю порассуждать о тех днях — без сухих цифр и сложной терминологии. Как всё начиналось, каковы были политические мотивы сторон и к чему всё это в итоге привело. Я также постараюсь ответить на, пожалуй, самый главный вопрос: возможно ли сегодня «примирение» с итогами и последствиями этой войны, идею которого так активно продвигает Владимир Путин, при этом не упоминая контекста тех событий.
Гражданская война — одна из самых страшных страниц в истории нашей Родины, повернувшая ход истории в направлении смуты, породившая одно из самых преступных государств двадцатого века и разрушившая всякие надежды на светлое будущее нашего народа.
Начало противостояния
Февраль 1917 года. Полным ходом идёт Первая мировая война, а вместе с ней зреет экономический и политический кризис в России. Именно в этот момент под давлением аристократии и общественных масс монархия прекращает своё существование, и происходит революция. Власть в стране переходит в руки Временного правительства, чьей основной задачей является созыв Учредительного собрания, которому в будущем предстоит решить, какая форма государственного устройства будет в новой России. Но в этот ответственный момент Временное правительство медлит с выборами и переносит их на ноябрь—декабрь 1917 года, не зная ещё, что не просуществует до этого времени.
25 октября (7 ноября) 1917 года небольшая группа солдат Петроградского гарнизона под руководством партии большевиков арестует членов Временного правительства и совершит, тем самым, вооружённый переворот. При этом выборы в Учредительное собрание отменять не станут.
По результатам голосования большевики наберут чуть больше 20% голосов. Придёт окончательное понимание, что они не смогут в полной мере влиять на будущие решения. В итоге первое (и единственное) заседание Учредительного собрания будет разогнано с помощью тех же солдат Петроградского гарнизона. Партия Большевиков силой возьмёт власть в Петрограде и в большинстве крупных городов бывшей Российской империи.
Но главным мотивом для сопротивления, которое в будущем перерастет в полномасштабную войну, послужит не столько этот вероломный поступок соратников Ленина, сколько замысловатая цепочка действий «новой власти», легитимность которой ещё несколько лет будет вызывать множество вопросов, в том числе и у представителей других государств.
Пожар войны за власть
Полномасштабная война началась не сразу. Да, большевики установили власть во многих городах, где не получили должного отпора, но это произошло далеко не везде. Из-за неразберихи и усталости после Первой Мировой никто не хотел вновь идти и воевать, а главное — никто не понимал, с кем, собственно, воевать? Со своим родственником или соседом? И за что?
Спустя некоторое время правительство Ленина подписывает с Германией договор об окончании войны, отдав за это немалую часть своих территорий и даже формально не посовещавшись с союзниками. Это позорное событие входит в историю как «Брестский мир».
В то же время большевики с приходом к власти начинают вводить новые порядки, очень похожие на те, что мы видим в нашей и западной повестке сегодня. Преследование людей за политические взгляды, за социальный статус и за любые высказывания, которые идут вразрез с идеями коммунизма, прикрываемое мифической борьбой с «контрреволюцией». Полным ходом разворачивается борьба с церковью и историческим наследием России. Вводится своеобразная «культура отмены», проявляющаяся во всём, от сноса памятников и церквей до публикации большевистской прессой всегда карикатур, и никогда — фотографий царской семьи.
В ответ на эти события в разных частях России формируются добровольческие армии и отряды, состоящие преимущественно из солдат и офицеров армии Российской империи. Под лозунгом «Спасать Отечество!» зарождается Белое движение. Помимо этого формируются небольшие группы сопротивления как большевикам, так и белым силам, вошедшие в историю как «Зеленые партизаны».
Важно понимать, что в Гражданской войне не было единого фронта и единого лидера. С востока в сторону Москвы шли войска адмирала Колчака, на юге России были сформированы свои вооруженные силы под предводительством Деникина, а позже Врангеля. На северо-западе страны в направлении Петрограда (Санкт-Петербурга) шёл со своим войском генерал Юденич.
После организации войск Белой армии и их удачного наступления на Москву и Петроград большевики объявляют всеобщую мобилизацию. В будущем это так же послужит толчком для пополнения рядов Белой армии — всем станет ясно, что отсидеться не представляется невозможным и нужно занять сторону, чтобы внести свой вклад в победу.
Вместе с этим в тылу обе стороны начинают террор. Враг должен быть уничтожен бесследно — считают по обе стороны конфликта. Однако террор «красных» в несколько раз перевешивает в жестокости действия оппонентов, и жесточайшим из творимого ими беззакония становится расстрел не только бывшего императора России, но и всей его семьи. Они же вводят смертную казнь буквально за любые «контрреволюционные» проявления и издают приказы об уничтожении целых сословий, например, казачества. Продразверстка же достигает таких масштабов, что целые города и села буквально умирают с голоду, а если вдруг отказываются отдавать своё имущество и продукты «революционерам» — расстреливаются на месте. Война набирает обороты по всем фронтам — как среди комбатантов, так и среди мирного населения.
Окончание войны
После перегруппировки своих войск Красная Армия смогла организовать удачное наступление. Им удалось отбросить Белые войска от Москвы. Впредь белые будут только отступать, в первую очередь из-за недостаточного снабжения боеприпасами и медикаментами. Белогвардейцы всё ещё смогут наносить серьёзные удары по противнику, но к 1920 году отступят окончательно и потеряют все свои ключевые позиции.
В основном это произойдёт из-за удачной пропаганды большевиков, которые с помощью методов яростного популизма смогли убедить крестьян и рабочих воевать на их стороне. За это им обещали особые права и личную землю, чего в будущем они, конечно, не увидят. К 1922 году, последнему году этой страшной войны, выстоит лишь Восточный фронт, и то достаточно условно. Практически никого из белых командиров начала войны к этому моменту в России не останется, многие из них к тому моменту либо погибнут на полях сражений, либо будут казнены в плену. Некоторые участники белого движения, принимавшие участие в боевых действиях, эвакуируются из России и создают русские союзы в разных странах. Именно тогда появится политический принцип «Непримиримости» — полный отказ от любого сотрудничества с представителями коммунистической власти на территории России.
С июля по октябрь 1922 года в Приморье под руководством генерала Молчанова будут идти ожесточённые бои с наступающей Красной Армией на территории Приамурского земского края — последнего оплота Белого движения в России.
После нескольких удачных наступательных операций Красной армии и проведенного ей решающего боя в Спасском укрепрайоне последние представители белой власти уйдут за сопки Маньчжурии и разъедутся по всему миру.
Упразднение Приамурского земского края поставит точку в этой войне. Но совсем скоро новая власть найдёт себе других врагов, с которыми она будет воевать практически весь срок своего существования.
Много храбрых людей пало в тех боях, веря, что умирают не напрасно. По самым скромным подсчетам в Гражданской войне погибло более 13 миллионов человек. Многие данные всё ещё засекречены либо искажены.
Последствия и выводы
Из-за полного отсутствия солидарного гражданского общества власть в России могла взять любая достаточно решительная политическая сила. И не играло роли, разделяло ли её взгляды захваченное общество. Именно это и породило внутреннюю войну 1917-1922 годов. На крови русского народа родилось новое государство, которое якобы декларировало идеи о всеобщем равенстве и защите неких «ущемленных классов». Но вскоре именно на плечах этих ущемленных классов новое правительство начало устанавливать свою диктатуру, всё больше погружая народ в смутные времена. Идеи коммунизма на деле оказались лишь красивой декорацией.
Сегодня мы всё ещё многого достоверно не знаем как о событиях Гражданской войны, так и о том, что в СССР происходило позднее. Однако мы видим, что современная власть продвигает множество опасных идей — например о том, что развал СССР был, якобы, «главной геополитической катастрофой» в истории России. Путинская пропаганда усиленно старается создать впечатление, что до момента образования СССР на территории современной России ничего не происходило.
Наша Гражданская война оказалась не только очень кровавой и разрушительной. Её исход повлиял на очень многие вещи, от массовой эмиграции талантливых людей, которые потом приносили пользу обществу на территории других стран, до запрета в нашей культуре очень многих вещей. Когда за проявление свободомыслия в любой форме человека могли казнить, отправить за решётку, а чтобы выселить его из города было достаточно какой угодно степени родства с человеком, опасным для советского режима — человек привыкал «не высовываться». Всё это сквозь время отразилось и на нашем поколении. Сегодня власть во многом сохранила советские тенденции и открыто демонстрирует нам своё правопреемство победившей в Гражданской войне стороны. Из-за чего сторонником осмысления этого трагического исторического опыта она являться попросту не может.
Только после смены этого политического режима мы сможем подробно изучить и обсудить тему Гражданской войны — и сделать выводы по итогам этой смены. А вывод обо всех итогах как той войны, так и существования самого коммунистического режима может быть только один: нам необходим полный демонтаж идеологического наследия коммунизма как преступного и увековечивание памяти, тех, кто боролся за свободную Россию.
Сегодня мир сильно изменился, а с тех событий прошло уже более ста лет. Но борьба за свободную Россию ещё идёт. И если она до сих пор не угасла, значит, есть надежда на то, что мы сможем победить, и в будущем сделать так, чтобы гражданское общество в стране развивалось и училось без страха реализовывать свою политическую волю.
Именно свободное гражданское общество и будет строить и развивать Россию будущего.
Борьба продолжается!