21 января 2022, 17:00
Как перезагрузка Байдена превратилась в перегрузку
46-й американский президент Джозеф Байден переживает не лучшие времена. Усугубляются внутриполитические кризисы: инфляция ставит сорокалетние рекорды, бесконтрольная миграция привела к тому, что уже два миллиона человек за год пересекли границу США. На международной арене дела обстоят немногим лучше: после поражения в Афганистане Америка оказалась втянута в два новых кризиса, тайваньский и украинский. На этом фоне рейтинги Байдена продолжают стремительно пикировать вниз. В некоторых опросах они уже просели до 33%, что является рекордно низким уровнем для президентов США со времён Буша-младшего, стоявшего у руля в момент начала финансового кризиса 2008-го года.
В этих недружелюбных условиях политтехнологи Белого дома задумали провести «перезагрузку» имиджа как самого Байдена, так и его вице-президента Камалы Харрис, на которую американское общество также возлагает вину за нерешаемые кризисы. Начаться эта перезагрузка должна была с большой пресс-конференции Байдена в канун годовщины его инаугурации. Для Байдена это уже само по себе знаковое событие. За всё время президентства он провёл лишь восемь пресс-конференций, и только две из них были лично президентские, без участия третьих фигур. Принимая во внимание очевидные «когнитивные проблемы» своего президента и боясь последствий его постоянных оговорок, демократы стараются лишний раз не выставлять Байдена перед лицом прессы — даже дружественной.
В третьей по счёту личной пресс-конференции Байден должен был рассказать об успехах работы администрации и тезисно сформулировать основы своей политики на второй год президентства. Вместо этого получилась сумбурная перепалка с журналистами, невпопад высказанные ответы президента, который в этот раз не просто глупо оговаривался, а скорее наговорил такого, что шокировало весь политический класс в Вашингтоне.
В контексте внутренней американской политики главным «откровением» Байдена стало объявление о возможности не признать итоги предстоящих выборов в Конгресс. Они состоятся в ноябре 2022-го года и в условиях низких рейтингов Байдена могут закончиться потерей демократами большинства в одной или обеих палатах Конгресса. Байден сослался на то, что как раз в эти дни законодатели в Сенате отказались поддержать его электоральную реформу с самым радикальным пересмотром избирательной системы в истории США. Она предполагала де-факто «федерализацию» американских выборов и передачу контроля над ними из сферы полномочий каждого отдельного штата в Вашингтон. Реформа также должна была ввести массовое почтовое голосование по всей стране вкупе с запретом любых мер, направленных на проверку личности голосующих, т.к. эти меры якобы являются проявлением расизма.
И теперь, мол, раз реформа Байдена не принята, нельзя больше говорить о честности избирательных процедур. Ведь отдельные штаты могут усилить меры по проверке личности голосующих, что, по мнению демократов, является нарушением прав меньшинств. Иронично, что демократы целый год ругают Трампа за критику скандалов с почтовыми бюллетенями в 2020-м году, высокопарно называя это «Большой ложью», а теперь и сами не собираются признавать итоги выборов, которые им не по вкусу. Они заранее подкладывают себе соломку, чтобы объяснить избирателям возможное поражение на выборах в Конгресс дискриминацией избирателей из представителей меньшинств и уже сейчас начать делегитимизировать будущие действия республиканцев, которые в случае победы займутся расследованиями и импичментами Байдена. Очевидно, что в ходе следующих электоральных циклов кризис доверия к институту американских выборов будет только усугубляться.
А во внешней политике особой неожиданностью стала попытка Байдена спрогнозировать развитие ситуации на Украине. Американский президент высказал уверенность в том, что Россия готовит военное вторжение на территорию этой страны. И оно, по мнению Байдена, наверняка произойдёт. При этом он описал два гипотетических сценария этого вторжения. В первом случае оно будет носить «незначительный» характер, и США никак не будут на него реагировать. Во втором же случае речь, видимо, идёт о сценарии полного присоединения Украины, и тогда Байден пригрозил России «катастрофическими» санкциями и некими «ответными военно-политическими мерами», не уточняя, что конкретно он имеет ввиду.
Вторая часть этого послания Байдена находится в общем русле политического дискурса Вашингтона последних месяцев, где в очередной раз всячески нагнетается ситуация вокруг возможной большой войны на Украине, которая, правда, всякий раз не происходит. Но вот первая часть — о «незначительном вторжении» — вызвала подчёркнутое недоумение и в кругах американских дипломатов, и в Брюсселе, Берлине и Лондоне. Что можно понимать под «незначительным» вторжением — занятие территории до Днепра и до Одессы? Или же локализацию конфликта в пределах двух народных республик? Оппоненты Байдена тут же обвинили его в том, что этими словами он якобы дал «карт-бланш» России в разрешении украинского кризиса. А его пресс-секретарю пришлось срочно уточнять слова своего начальника.
Долго и обстоятельно готовившаяся пресс-конференция первого лица американского государства привела лишь к новым скандалам — как внутри страны, так и вне её. И к очередной порции насмешек — например, над тем, что Байден, по его мнению, «превысил ожидания» в плане исполнения предвыборной программы, когда на деле именно сейчас в Сенате «похоронили» две предложенные им реформы подряд — избирательную и социальную. Комментарии Байдена были восприняты как нечто оторванное от реальности — или, в контексте украинского вопроса и отношения к нему политического класса США — угрожающее «национальным интересам» Вашингтона. В итоге скандальная пресс-конференция стала началом не перезагрузки, а скорее «перегрузки» образа его президентства, что может закончиться дальнейшим падением его рейтингов и печальными перспективами для демократов на ближайших выборах.