Поддержи наш проект

Наше издание живет благодаря тебе, читатель. Поддержи выход новых статей рублем или криптовалютой.

Мнение

16 января 2022, 13:00

Глеб Марьясов

Глеб Марьясов

Христианский активист, либертарианец

Чем живёт русский баптизм

Религиозное движение русских баптистов, или, точнее, евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), зародилось в третьей четверти XIX века и распространилось в Поволжье, Украине, на Кавказе и в Петербурге. В отличие от религиозных идей большинства существующих в России протестантских конфессий догматы ЕХБ являются в меньшей степени адаптацией западных протестантских учений и практик и в большей — самобытной русской доктриной.

У русского баптизма было два источника зарождения: освободившееся от крепостничества крестьянство и петербургская аристократия.
У первых были свои причины отходить от принятых норм: среди таковых исследователи часто называют непонятность и излишнюю обрядовость православных церквей, бюрократизм и официоз священства. Даже просто безусловная поддержка Православной церковью самодержавия становилась поводом перестать верить православным священникам и ходить на православные службы.

Массовое распространение Синодального перевода Библии сделало изучение христианской веры доступным для каждого, и по всему югу России стали возникать независимые общины крестьян, желавших изучать Священное Писание. В организации быта и устройства они брали пример с общин немецких штундистов (от от нем. Stunde — час, как бы «час для чтения и толкования Библии»), в то же время не перенимая догматы их исповедания.

Сами члены этих общин идентифицировали себя как обычных христиан и, более того, многие считали себя частью РПЦ, ходя на литургии и заключая браки в православных храмах. Тем не менее, они уже в значительной степени изменили свои религиозные убеждения и образ жизни: массово переставали пить алкоголь (отличительная черта христиан ЕХБ), отрицали Священное Предание и иерархичность церкви как средства к спасению, всё чаще отказывались от крещения младенцев.

Со временем бюрократов из РПЦ перестало устраивать подобное самоуправство крестьян. На возникшие общины «штундистов» начались гонения со стороны властей. Это дало толчок к их отторжению от Православной церкви и образованию де-факто новой религиозной деноминации на территории Российской империи. Примерно в то же время и по схожим причинам возникли и общины молокан, христиан, не крестившихся перстами, не почитавших святых и отрицавших необходимость церковной иерархии. Появились также и общины первых баптистов, пришедших из Германии и Латвии.

Тем временем в Петербурге усилиями английского графа Редстока и русского аристократа Василия Пашкова зародилось движение пашковцев, или, как они станут называться впоследствии, движение евангельских христиан. Это были представители разных деноминаций, занимавшиеся массовым распространением Евангелия, богословских журналов и трактатов и устраивавшие публичные проповеди.

Таким образом, формирование доктрины и постулатов ЕХБ проходило в разных слоях и условиях. Штундисты, пашковцы, молокане, меннониты и многие другие отдельные общины на волне отрицания наблюдаемого ими духовного кризиса отходили от привычных установок и организовывали свои общины, пытаясь ориентироваться на быт ранних христиан.

В 1884-м году прошёл первый съезд делегатов значительной части формировавшегося русского баптизма. Делегатов было около 100 человек, и все они были арестованы во время этого собрания. Тем не менее, представители общин успели создать первое объединение баптистов в России — Союз русских баптистов.

В нём, однако, не были представлены евангельские христиане из Петербурга. В присоединении этой группы христиан к общему баптистскому движению сыграл свою роль религиозный деятель и политик Иван Проханов. Родившийся в семье молокан и крестившийся изначально в баптистской общине, по переезду в Петербург он обнаружил, что евангельские христиане в целом не отличаются религиозными взглядами от обычных баптистов. В 1911-м году Проханов основал ВСЕХ — Всероссийский союз евангельских христиан, через который объединил общины евангельских христиан и баптистов. С этого момента ЕХБ оформились как единая конфессия.

Деятельность Проханова разворачивалась довольно широко как до, так и после революции. Он организовывал партии евангельских христиан-баптистов, создал конкурировавшую с Комсомолом организацию Христомол (в итоге значительно разросшуюся и из-за этого упразднённую советской властью), активно проповедовал по всей стране и создавал христианские коммуны. У Проханова были масштабные планы по созданию города для всех ЕХБ под названием Евангельск, однако личным приказом Сталина проект было приказано свернуть. Последние годы Проханову пришлось провести в эмиграции, где он впоследствии и скончался.

В годы СССР ЕХБ, как и все остальные христиане, подвергались массовым репрессиям, причём безостановочно. Периоды оттепели и сокращения числа репрессий всегда сопровождались попытками государства получить контроль над децентрализованными общинами ЕХБ. Для этого в 1944-м году был создан ВСЕХБ — Всесоюзный совет ЕХБ, который объединил большинство общин конфессии и, кроме того, совершил формальное объединение евангельских христиан и баптистов в одной организации.

Однако уже в 1960-1961 годах во ВСЕХБ случился крупный раскол. Причиной его стало принятие руководством ВСЕХБ новых нормативных документов: «Нового положения ВСЕХБ» и секретного «Инструктивного письма старшим пресвитерам». Они включали в себя сильное ограничение самостоятельности поместных церквей, миссионерской деятельности, запрещали помогать арестованным членам церкви и содержали ещё множество запретительных мер, вроде запрета крещения людям до 30 лет.

В ответ на эти нормативные акты появилась так называемая «Инициативная группа» пресвитеров. Члены этой группы считали, что руководство ВСЕХБ проявило чрезмерный конформизм в отношениях с государством и перестало принимать решения в интересах христиан, «отдавая кесарю Божье». Это мнение довольно быстро и широко распространилось среди членов церквей ЕХБ. После долгой борьбы Инициативной группы за реформацию ВСЕХБ и проведение съезда, после которого должны были переизбрать руководство организации, все «оппозиционеры» были исключены из ВСЕХБ, некоторые из них — арестованы.

Так произошёл крупнейший раскол евангельских христиан-баптистов на территории России: сторонники ВСЕХБ и сторонники Инициативной группы поделились примерно поровну. Вторые впоследствии вышли из ВСЕХБ и организовали Совет Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). До самого распада Советского союза христиане из обеих организаций подвергались репрессиям, но в то самое время, как руководство СЦ ЕХБ сидело в тюрьмах и ссылалось за границу советскими властями, руководители ВСЕХБ в поездках за рубеж рассказывали, «как свободно живут верующие в СССР».

Русский баптизм сегодня

Начиная с 90-х годов численность баптистов стремительно увеличивается. Несмотря на падение железного занавеса и появление множества связей с западными протестантами, общины ЕХБ в целом сторонятся американских и европейских баптистов, считая большинство из них отошедшими от христианских принципов.

Существует также множество отличий в догматике и постулатах русских и западных баптистов. В то время как у последних широко распространен кальвинизм — учение о предопределении человека Богом ко спасению, русские баптисты являются арминианцами, т.е. верят, что решающую роль в его спасении от мук ада играет свободная воля человека. Кроме того, относительно социальных практик русские баптисты значительно консервативнее западных собратьев. Евангельские христиане-баптисты живут многодетными патриархальными семьями, критикуют гомосексуальные половые связи, практикуют воздержание до брака, поддерживают религиозный фундаментализм и зачастую являются креационистами.

Современные ЕХБ стремятся жить по признаваемым во всём мире «Семи принципам баптизма», позволяющим идентифицировать ЕХБ именно как ветвь баптизма, а не как самостоятельную конфессию:

  • Священное Писание — их единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни;
  • Абсолютная свобода совести для всех;
  • Церковь Божия состоит исключительно из возрожденных людей;
  • Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям;
  • Независимость каждой отдельной поместной церкви;
  • Равноправие всех членов каждой поместной церкви;
  • Отделение Церкви от государства.

В зависимости от географии и условий, в которых существует та или иная организация баптистов, порядок принципов может меняться.

В вышеуказанных принципах де-факто отражены все отличия конфессии ЕХБ от других христианских конфессий, а структура баптистской организации коренным образом отличается от православной, с её строгой иерархией и последовательностью чинов и должностей.

Единственной действующей единицей в объединении баптистов является поместная община. Она обладает абсолютной автономией во всех вопросах хозяйственной и духовной жизни. Органа управления, стоящего выше, чем собрание членов поместной общины, в баптистских объединениях нет. Существующие советы руководства организации ЕХБ не обладают властью, они могут лишь представлять интересы членов своей организации в отношениях с обществом, давать богословские рекомендации, а также выполнять различные административные функции.

Члены поместной общины делятся на две группы. Одна из них — это неспасенные, люди, которые считаются ЕХБ не пришедшими ко Христу и находящимися в рабстве греха.
Баптисты считают, что после покаяния на человека сходит Святой Дух и меняет его жизнь. Так, через некоторое время после покаяния (которое происходит публично, перед всеми членами церкви), члены церкви опрашивают друзей, семью, родственников раскаявшегося, а также общаются с ним лично, чтобы узнать, действительно ли он изменил свой образ жизни. Если члены церкви считают, что человек искренне «отошёл от греха», то принимают его в члены церкви через водное крещение. С этого момента он считается духовно возрожденным и наделяется правом участвовать в решениях вопросов жизни поместной общины, перейдя в группу «спасённых».

Христиане ЕХБ не признают крещения в младенчестве, так как считают, что для принятия крещения человек должен осознавать свой поступок, поэтому при переходе из, например, православия, новообращенный баптист будет наравне с бывшими атеистами или иноверцами проходить весь цикл с покаянием, исправлением и крещением.

Христиане ЕХБ также не признают икон, православных и католических святых. В качестве помещений для религиозных собраний используются дома молитвы — построенные за счёт членов поместной общины здания без особых излишеств и опознавательных знаков (иногда встречаются дома молитвы с крестом или знаком ихтиса). В среде ЕХБ очень распространена практика взятия детей из детдома, зачастую из 7-9 детей в семье один или двое — приёмные.

Сейчас евангельские христиане-баптисты — это одна из самобытных русских протестантских конфессий, впитавшая в себя в свое время множество деноминаций, не желавших мириться с господствующим порядком. Как во времена абсолютизма, так и в советское время баптисты были гонимы правительством и официальной церковью за то, что осмелились бороться за своё право быть не такими, какими их хотели видеть чиновники и бюрократы — и эта борьба до сих пор продолжается.