Поддержи наш проект

bitcoin support

Наше издание живет благодаря тебе, читатель. Поддержи выход новых статей рублем или криптовалютой.

Подпишись на рассылку

Раз в неделю мы делимся своими впечатлениями от событий и текстов

Мнение

18 декабря 2021, 13:30

Павел Гнилорыбов

Павел Гнилорыбов

Писатель, главный редактор проекта «Архитектурные излишества»

Руины исторического наследия России

В декабре я традиционно пытаюсь подвести итоги уходящего года в области архитектуры и защиты культурно-исторического наследия. «Абсолютно хорошо» и «идеально», конечно, не было никогда: здания отстреливают, как антилоп и леопардов в Серенгети. Но обычно удавалось достичь некоторого хрупкого равновесия, мол «да, мы потеряли немало заметных домиков, но кое-что отреставрировали, паре усадеб дали жизнь, еще один старинный город N теперь не стыдно показывать». В 2021-м, похоже, подобного настроения создать не удастся.

Приходящий в упадок Гостиный Двор в городе Вышний Волочёк. Тверская область известна, пожалуй, самым бедственным состоянием памятников из числа регионов центральной России. Фото: Павел Гнилорыбов

Вернулось активное наступление на объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, которых в России не то чтобы очень много. Софийскую набережную в Москве совершенно беспардонно застроили новыми жилыми комплексами, и теперь жителям Замоскворечья не будет открываться прежний чарующий вид на Кремль.

Восприятие города всегда строится на сумме панорам и небесных линий, которые очень сложно зафиксировать и оформить в виде законов. Поэзия и юриспруденция здесь не сёстры. Но если точка невозврата пройдена — это очевидно, ведь вместо города, где отдельные здания подыгрывают друг другу и помогают раскрывать природный ландшафт — мы получаем архитектурную какофонию.

Разумеется, нам известно, что люди во все времена довольно плохо относились к архитектуре своей эпохи, начиная ценить ее только десятилетия спустя. Улыбаешься, когда читаешь общественного деятеля начала ХХ века Сергея Каблукова: «Говорили немало, между прочим, и об уходящей, умирающей красоте „старого“ Петербурга, о безобразии нового, изуродованного нелепыми домами стиля „модерн“, трамвайными проволоками, столбами, кричащими вывесками реклам и кинематографов, пресловутыми автомобилями и „автобусами“. Вспомнили и Москву, ибо порча коснулась и ее... Жалко милой, нелепой, легкомысленной старины». Довольно современно звучат строчки 1909 года, но вроде и Петербург жив, и модерн давно вошел в оборот и из «нелепого» стал стилем уважаемым и почитаемым. Но красота — вещь вполне математически измеримая.

На общем фоне исторической архитектуры в России осталось очень мало. В некоторых городах вообще сохранилось лишь три-четыре купеческих домика XIX века, и их значимость для конкретного места взлетает до небес. Количество старинных зданий крайне невелико даже в крупных городах: для Петербурга это примерно 14 тысяч объектов, для Москвы — 10 тысяч. Сейчас площадь дореволюционного центра Москвы составляет всего около 5-6% — и здесь, конечно, возможны небольшие точечные проекты, но никак не пятидесятиэтажные небоскрёбы, разрушающие историческую ткань. Москва будто взяла на вооружение модель Сеула и Гонконга, и этот локомотив, похоже, уже не повернуть назад.

Массово сносится промышленная архитектура XIX и начала ХХ века: если в прошлые годы ее немного спасало превращение в лофты, то сейчас, похоже, девелоперам и это уже не очень интересно. Да и каждую краснокирпичную фабрику в Ивановской области арт-кластером не сделаешь.

Совершенно типичный вид – улица прилизана и вымощена плиткой, а старинные здания вряд ли дождутся реставрации. Фото: Павел Гнилорыбов

Печальная тенденция, ставшая очевидной, — почти полная потеря деревянной застройки в центре исторических городов. Такие дома (иногда с каменным низом и деревянным верхом) строились представителями нижнего среднего класса — начинающими купцами, мастеровыми, ремесленниками, духовенством, преподавателями, третьим сословием.

Вместе отдельные резные теремки в российских губернских и уездных центрах формировали сочную, цельную и крайне примечательную средовую застройку. Но после семидесяти лет советского и тридцати лет постсоветского небрежения и безденежья многим проще вообще снести подобные дома, нежели заниматься подведением коммуникаций и реставрацией. Подобные строения вносят в списки ветхого и аварийного жилья, что упрощает расправу с дореволюционным наследием.

Так уничтожается память не о верхней страте собственников, а как раз о трудягах, которые всего достигли сами — обосновались в городах, завели своё дело, построили достойный дом в пять или семь окон. Деревянный дом, украшенный наличниками, служил массовым напоминанием о возможном успехе и счастье простого люда в Российской империи. Довольно много таких деревянных домов уже успели уничтожить в Самаре, Челябинске, Ростове-на-Дону, Астрахани.

Сейчас практически не ведётся разговоров о возрождении и реставрации дворянских усадеб, хотя в 1990-е и 2000-е годы тема не покидала пределов министерских и правительственных кабинетов. Кажется, все смирились с тем, что следы крупнейшей культурной интервенции в провинцию и сотни дворцов вне Петербурга исчезнут навсегда. Государственная программа предусматривает лишь «создание к концу 2024 года условий для популяризации и возрождения 50 усадеб».

Однако даже в Московской области частные собственники берут усадьбы под восстановление с большой неохотой. Вложения в крупный дворцовый комплекс на настоящее время могут достигать миллиарда рублей. Такая сумма окупилась бы за 12-20 лет, и иной бы взялся за создание семейного гнездышка, но в условиях отсутствия чёткого горизонта планирования направлять крупный капитал «в камни» кажется безумием.

С низовыми инициативами проблем нет — в глубинке силами энтузиастов создаются чудесные музеи, осуществляется грантовая поддержка издательских проектов, десятки новых Инстаграм-аккаунтов рассказывают о церквях Русского Севера и парадных Петербурга. Но на государственном уровне у российского наследия просто нет защитников, нет постоянных спикеров, которые изо дня в день озвучивали бы эту повестку.

Редкая церковь в стиле тотемского барокко, Вологодская область. Рядом есть село, и силами прихода ее постепенно начинают восстанавливать. Фото: Павел Гнилорыбов

До революции граф Алексей Уваров, основатель Московского археологического общества, мог зайти в самые высокие кабинеты и изложить свою точку зрения на предмет. Да что там — большевистский нарком просвещения Анатолий Луначарский хотел подать в отставку, узнав, что сделал обстрел 1917 года с московским Кремлем (большевики палили по национальной святыне с Воробьёвых гор). Сейчас же из каждого утюга доносятся речи о патриотизме, но о материальной культуре — главной составляющей гордости за свою страну и декорации прошлых эпох — никто во власти беспокоиться не хочет.

Было бы глупо и слишком пафосно писать о том, что «наши дети не увидят исконной России». Однако при текущем положении дел они получат значительно обедневшую её версию. С каждым годом уплотняются города-миллионники, и речь идет уже не только о смерти деревни, но и о массовой гибели малых городов, тех точек на карте с 10-20 тысячами жителей, где создаётся культурное многообразие страны. Никакой отдельный лакированный городок вроде Суздали не сможет воссоздать масштабов потерянного. Все больше по стране покинутых усадеб, где прохудилась крыша, сельских церквей и отдельных особняков, разрушающихся до тех пор, пока от них не останется одна-единственная фасадная стена.

Монастырь в городке Юрьев-Польской Владимирской области. Стоит сделать шаг от Суздальского района – и видна бедственная ветхость. Фото: Павел Гнилорыбов

Есть много обоснованных претензий к политике СССР в области культуры. Но, уничтожая церкви, большевики были последовательны и предсказуемы в своих разрушительных намерениях и действиях. Сегодня же наше национальное наследие погибает от липкого, черного и мерзкого равнодушия.
Не проходите мимо, когда экскаватор сносит очередной купеческий особняк. Хотя бы сфотографируйте эти руины для истории.

Наш отдел новостей каждый день отсматривает тонны пропаганды, чтобы найти среди неё крупицу правды и рассказать её вам. Помогите новостникам не сойти с ума.

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
Карта любого банка или криптовалюта