21 ноября 2025, 18:19
Пропавших на фронте россиян массово признают «дезертирами» — «Эхо»
Пропавших на фронте военных (статус MIA) массово объявляют дезертирами (СОЧ, самовольное оставление части) — пишет «Эхо» (ФРГ) со ссылкой на документы и юриста проекта Connection e.V. Артёма Клыгу.
Авторы говорят, что в распоряжении редакции появились сотни заявлений от родственников «пропавших», включая требования от нескольких семей за раз. В самой большой жалобе говорилось о 42 пропавших без вести солдат из военной части №95378. Всех их объявили СОЧ, то есть подозреваемыми в уголовных преступлениях (статьи 337, 338 УК РФ)
Документ поступил в офис Уполномоченного по правам человека РФ Татьяны Москальковой в апреле. Родственники пожаловались, что не знают, как и насколько активно ведётся розыск их родственников и не уверены, проводилась ли эвакуация раненых и погибших из зоны боевых действий. Одна из родственниц, подписавшихся под обращением, говорит, что за время, прошедшее с момента направления жалобы ничего не изменилось и что её родственника не нашли. По её данным, никого из пропавших на фронте «дезертиров», упомянутых в жалобе, так и не нашли. Согласно материалу, российские органы получили как минимум 35 обращений от родственников военных из части №95378.
Как отмечают в «Эхе», часть относится к 1437 мотострелковому полку, который прикомандирован к 15-й отдельной мотострелковой бригаде «Чёрные гусары». Известно, что туда отправляли насильно мобилизованных. Военнослужащие бригады жаловались на командование, которые санкционировали обнуления, пытки и вымогательство.
Журналисты отмечают, что часто статус СОЧ присваивают бывшим заключённым, которых освободили для участия в войне. Важно отметить, что о проблеме писали даже z-блогеры, включая Анастасию Кашеварову. В некоторых пабликах писали, что людей объявляют дезертирами до того, как они вообще пойдут в бой, потому что ожидается, что они умрут на фронте (доказательств этому пока представлено не было).
По основной версии, причина для такого решения — новые правила выплат родственникам, включая детей. Первые несколько лет войны деньги поступали семье только если человек числился участвующим в боевых действиях. После пропажи на фронте (MIA) перечисления приостанавливались. Деньги могли поступить из регионального бюджета, если местный губернатор или мэр готов их выделить, но речь шла о единоразовом пособии.
Проблема оказалась настолько серьёзной, что её поднял лично председатель СПЧ Валерий Фадеев. В мае этого года Путин указом заставил выплачивать деньги семьям, пока военного не найдут в украинском плену, мёртвым или в «самоволке». Именно эта лазейка, как и предполагается, позволяет военным и чиновникам экономить на выплатах. Клыга подтверждает, что схема позволяет не выплачивать деньги родственникам погибших.
По подсчётам «Медиазоны», в 2024 году в российские военные суды поступили 10 308 уголовных дел об отказе от службы. К июню этого года их было уже 19 169.