9 ноября 2025, 13:15
На войне «пропал» призывник из Подмосковья, которого отправили на фронт после месяца в психбольнице и несовместимого со службой диагноза — «Эхо»
Срочника из Московской области с психическим расстройством отправили на войну, где он «пропал» (статус MIA) после атаки дронов ВСУ — пишет «Эхо» (немецкая организация) со ссылкой на юриста проекта Connection e.V. Артёма Клыгу.
Контракт подписан от имени 21-летнего жителя Подмосковья Александра К. Сообщается, что он якобы согласился отправиться на войну после месяца лечения в психиатрической больнице. Врачи написали, что его необходимо освободить от военной службы. До этого мужчину призывали в армию. Он «служил» в воинской части 64120 в Нижегородской области с июня 2024 года. Фактически, его месяц держали лазарете из-за «проблем с адаптацией» и попыток суицида. Позже его перевезли в воинскую часть 91711 в Воронежской области, откуда посадили на лечение в психиатрическую клинику. После месяца наблюдений Александру диагностировали «смешанное расстройство личности». Психиатр попросил демобилизовать его ввиду непригодности к службе. Как он вообще прошёл медкомиссию, не раскрывается.
Тем не менее, мужчину со справкой взяли на фронт. В конце сентября командир его воинской части подписал приказ, в котором говорится, что Александр якобы подписал контракт на военную службу. Утверждалось, что он отправился на «спецоперацию» как оператор дронов. В январе Александра официально поеха на территорию Украины. После этого, как пишет это, практически сразу с его карты перевели 260 тысяч рублей на «номер, зарегистрированный в Нижегородской области». Принадлежность номера не раскрывается.
В апреле психбольной написал своей матери, что от него потребовали купить БПЛА за свои деньги. Ему, согласно сообщениям, угрожали отправки на боевое задание за отказ выполнить команду. 1 мая, как утверждают сослуживцы Александра, его атаковали украинские дроны. С тех пор числится «пропавшим без вести».
Как объясняют юристы, его по закону просто не могли взять в армию с таким диагнозом, даже если хотелось. Неизвестно, имеется ли вообще в его личном деле отметка о заболевании. Весьма вероятно, документы подделаны.
«Во-первых, призывная комиссия в военкомате с таким диагнозом однозначно должна была ставить категорию “В” по статье 18 пункту “б” Расписания болезней. Этого сделано не было. Во-вторых, военно-врачебная комиссия уже в армии должна была принять решение о досрочной демобилизации срочника из-за наличия психического расстройства. Этого также сделано не было. Доводы срочника были проигнорированы. Очевидно, человека против его воли отправили на войну, подделав необходимые документы — рапорт о желании подписать военный контракт и сам контракт. Это чудовищный пример того, как на войне оказался человек, который имел железобетонное основание освобождения по состоянию здоровья», — поясняет Клыга.
В прошлом году стала известна история 20-летнего срочника Никиты Молочковского, который проходил службу в Хабаровске. Как было подтверждено уже после его смерти, подпись на его контракте была подделана. Срочника из Чебоксар обманом уговорили подписать контракт; под видом командира к нему подослали вербовщика. Недавно на войне погиб 27-летний инвалид из Кемерово Семён Карманов, который «подписал» контракт, не умея читать и писать.