Австралия импортировала 3 миллиона тонн нефтепродуктов из терминала, куда поставляют российское топливо — The Guardian
Австралия могла закупить миллионы тонн топлива российского происхождения — утверждает британская The Guardian со ссылкой на европейский Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) и аналитического агентства Kpler. При этом аналитики не доказали, что речь идёт именно о таких энергоносителях. Парламент потребовал отчёта; его предоставят к марту следующего года.
Австралия официально объявила о прекращении закупок российских энергоносителей выше «ценового потолка» G7 ещё в 2022 году. Как следует из официальной статистики, с января 2023 года Австралия закупала почти четверть нефтепродуктов в Сингапуре. Технически, у карликового государства на острове Джуронг имеется небольшой НПЗ, открытый при участии американской государственной Chevron. По официальным данным, завод может перерабатывать по 290 тысяч баррелей сырой нефти в сутки.
При этом, согласно анализу Kpler, за последние три года в сам Сингапур также завезли более 22 миллионов тонн российских нефтепродуктов. Примерно треть поставок оказалась в терминале порта всё того же острова Джуронг. Как отмечают аналитики, совладельцем этого объекта выступает инвестиционный фонд австралийской Macquarie Group, хотя контрольный пакет находится у сингапурского правительства. Администрация терминала отказалась предоставлять точные данные и прислала журналистам отговорки о «комплексных проверках» и «соблюдении всех законов и санкций».
Таким образом, на основании проанализированных данных предполагается, что с 2023 года австралийские клиенты получили более 3 миллионов тонн нефтепродуктов российского происхождения. При этом конкретных доказательств этому заявлению не приводится. Украинские активисты, которых также опрашивали для написания статьи, жалуются на «помощь австралийского капитала в поддержке военной экономики России» и обвиняют клиентов в «финансировании разрушений украинских домов и жизней».
Среди закупщиков значатся трейдерская компания Trafigura, которая получала государственную помощь от правительства Австралии на 135 миллионов долларов на работу плавильных заводов в Южной Австралии, а также швейцарская Vitol (в тексте говорится, что они покупали «нефть» [oil]; неизвестно, идёт ли речь о всё тех же нефтепродуктах с Джуронга и тогда допущена грубая неточность, либо в данном случае упоминается другая схема). Последняя официально числится поставщиком австралийских Вооружённых сил. Вероятно, военная техника Австралии могла даже заправляться нефтепродуктами российского происхождения.
Вопросом уже заинтересовались в австралийском парламенте. Комитет Сената по иностранным делам, обороне и торговле 5 ноября запросил информацию о том, как были заморожены российские активы и насколько эффективными оказались санкции, в частности против «топлива, полученного из российской сырой нефти». Отчёт ожидается до 20 марта 2026 года.
Остаётся непонятным, что британские авторы имеют в виду под «российскими нефтепродуктами». Если нефть была переработана не в России, полученные производные зачастую не считаются российскими и атрибутируются той стране, в которой находится НПЗ. Это не «лазейка», это официальная позиция чиновников, включая сотрудников Еврокомиссии, с 2022 года. Недавно аналитики CREA заявили, что ЕС остался главным импортёром российского газа. Kpler утверждала, что турецкие НПЗ сократили закупки российской нефти после новых европейских и американских санкций.