7 ноября 2025, 17:10
ЕСПЧ признал запрет на курение в эстонских тюрьмах нарушением прав человека
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что Эстония нарушила ЕКПЧ, запретив курение в тюрьмах. Заключённые-заявители получили компенсации. Текст решения опубликован на официальном портале.
Заявителями проходили четверо зэков — Рене Вайник, Денис Львов, Дмитрий Цаюн и Николай Смелев. На момент вынесения приговора они уже были «курильщиками со стажем». Запрет на курение в эстонских тюрьмах вступил в силу 1 октября 2017 года, его вынес Минюст страны. На тот момент все четверо отбывали сроки в Вируской тюрьме.
Группа пыталась добиться отмены в местных судах, но судьи вставали на сторону государства. Дело дошло аж до Верховного суда Эстонии, который в 2019 году признал запрет законным. Судьи постановили, что решение нарушает конституционные право на собственность и право на самореализацию, но необходимо властям для защиты здоровья некурящих и обеспечения пожарной безопасности в колониях. Апелляции на это решение не рассматривались.
Тогда четверо заключённых решили подать иск в ЕСПЧ. Они заявили, что решене Минюста нарушает две статьи Европейской конвенции о правах человека. В частности, решение якобы допускает «бесчеловечное или унижающее достоинство обращение» со стороны властей (статья 3 ЕКПЧ) и нарушает право на уважение частной и семейной жизни (статья 8 ЕКПЧ). Цаюн и Смелев пожаловались, что им не предлагали никотинзаместительную терапию для лечения синдрома отмены после зависимости.
Судьи постановили, что для жалобы на «бесчеловечное обращение» зэки недостаточно страдали от решений власти, поэтому это основание было отклонено. Тем не менее, большиством голосов палата постановила, что Минюст Эстонии нарушил право на уважение частной и семейной жизни.
Как пояснили судьи, курить в стране не запрещено, а значит утрата возможности не может рассматриваться как «неизбежное следствие» помещения в тюрьму и не может рассматриваться как неотъемлемая часть «карательного элемента» уголовного наказания. Коллегия отметила, что обычно в тюрьмах ЕС есть специальные проветриваемые курилки, дым из которых не влияет на остальных заключённых, а значит вводить полный запрет было не обязательно.
«Хотя курение является привычкой, способной привести к зависимости и затрудняющей отказ от него, само по себе курение не может считаться неотъемлемой или неотъемлемой частью личности или существования человека. В то же время решение о том, курить или нет, можно рассматривать как часть свободы выбора в отношении собственного тела и здоровья и, как таковое, как проявление личной автономии. Цели борьбы с табакокурением в тюрьмах должны быть соотнесены со стандартами <..> в которых подчеркивается, что тюремные режимы должны стремиться к минимизации различий между жизнью в тюрьме и на свободе», — резюмирует суд.
Суд постановил выплатить Львову, Цаюну и Смелеву по 1,5 тысячи евро. Жалобу Вайника не рассматривали, так как он не прошёл все инстанции внутри Эстонии. Суд установил, что власти не оценили важность курения и последствия с точки зрения личной автономии курящих заключённых и не представили достаточных и обоснованных причин для такого «далеко идущего и абсолютного запрета», тем самым нарушив Конвенцию. При этом в решении не сказано, что Таллин должен изменить эти правила.