3 октября 2025, 13:36
Суд в Хельсинки отказался выносить приговор капитану теневого танкера, которого обвиняли в повреждении кабеля в Балтийском море

Суд в Хельсинки отказался приговаривать капитана и команду танкера, который повредил кабель в Балтийском море. Об этом говорится в решении, которое сегодня вынес судья. Прочитать его текст можно на официальном сайте.
Дело касалось Eagle S — танкера, который, как предполагается, входит в «теневой флот» России. Насколько можно судить, корабль повредил кабель Estlink 2 в Финском заливе в декабре прошлого года. Это было одним из первых дел в череде «подозрительных» обрывов в этом регионе. Корабль арестовали 28 декабря. Пресса утверждала, что он «нашпигован нетипичным высокотехнологичным оборудованием», которое даже не предназначалось для бортов такой мощности, способным шпионить за «военно-морскими кораблями и самолетами НАТО». Политики заявляли, что в диверсиях виновата Россия, хотя официальных обвинений Путину не предъявляли. Предполагается, что соучастником обрывов мог быть Китай.
В августе в Уездный суд Хельсинки поступило дело против капитана танкера, гражданина Грузии Давида Вадачкории, а также двух штурманов из его экипажа. Прокуратура обвинила его в причинении тяжкого ущерба имуществу и в грубом нарушении работы телекоммуникации Финляндии. Следствие запросило им по 2,5 лет лишения свободы. При этом Москва и Пекин в деле не упоминались, из фабулы следовало, что моряки действовали сами, причём обвинение затрагивало не намеренное повреждение, а вопросы халатности: команда якобы была в курсе, что якорная лебёдка находится в плохом состоянии и умышленно пренебрегла своими обязанностями по её починке, что привело к аварии.
Вадачкория признал, что его якорь мог повредить кабель, но отрицал обвинения и заявил, что случившееся было обычной «морской аварией». Во время заседаний в сентябре он рассказал свою версию событий. По словам мужчины, 25 декабря, после выхода в море из Усть-Луга, механики сообщили ему о поломке двигателя. После этого экипаж решил остановить судно и починить механику. Грузин уверяет, что до сих пор не понимает, почему упал якорь и почему никто на корабле не заметил этого.
Как передавала местная пресса, прокуратура выяснила, что от капитана требовали уничтожить некоторые документы. Тот отказался отвечать на вопросы об этом в суде.
Адвокаты фигуранта заявили, что дело не должно в суде Хельсинки, так как сам обрыв физически произошёл за пределами территориальных вод Финляндии. Прокуратура настаивала, что повод для дела появился после того, как судно оказалось в финской юрисдикции.
Сегодня уездный суд фактически занял сторону адвокатов. Согласно решению, действия команды «не повлекли за собой последствий для энергоснабжения или телекоммуникаций Финляндии, которые требуются для соответствия установленному законом определению преступного вредительства», хоть и привели к серьёзным затратам на починку. Судья со ссылкой на Конвенцию ООН по морскому праву заявил, что только суды государства флага или государства гражданства ответчиков «обладают уголовной юрисдикцией в этом вопросе». Таким образом, суд признал отсутствие финской юрисдикции в этом деле.