26 сентября 2025, 16:05
Пенсионеру запросили назначить принудительное психиатрическое лечение за создание террористической ячейки. Он обвинил ФСБ в провокации

65-летнему левому активисту из Нижнего Тагила Андрею Фогелю запросили принудительное психиатрическое лечение по делу о создании террористической организации, которая должна была запугивать руководителей «Уралвагонзавода» — сообщает «Медиазона». Он утверждает, что его подставил провокатор из ФСБ.
Фогель — левый активист. До войны он руководил ячейкой движения «За новый социализм» в Нижнем Тагиле. Уже в суде он говорил, что развивал «теорию социализма», которая «до сих пор плохо изучена». По словам обвиняемого, в 2023 году ему позвонил знакомый по имени Павел Сергиеня, который заявил, что у него есть доказательства коррупции среди руководства «Уралвагонзавода». Знакомый сказал, что «в суды обращаться бесполезно». Фигурант говорит, что предложил обратиться к Путину через тогда ещё живого Евгения Пригожина.
После этого с Фогелем связался военный по имени Александр Пукас. С его помощью фигурант организовал у себя на квартире кружок социалистов, в который входили военные, включая росгвардейца Андрея Верезубова. Сергиеня во время обсуждений, как сообщается, говорил о коррупции и произволе на «Уралвагонзаводе», а также екатеринбургском «Водоканале». Фогель отметил, что его зачем-то называли «командиром». В день смерти Пригожина участники кружка согласились сотрудничать со следствием.
По словам Фогеля, осенью члены кружка сами начали предлагать запугивать менеджмент «Уралвагонзавода». Помимо прочего, на встречах звучали «идеи членовредительства и поджога машин». В январе Фогель с Сергиеней начали ездить Тагилу и окрестностям. По пути ему показали, как метать коктейли Молотова, а также предложили подумать над убийством главы регионального МУ МВД Ибрагима Абдулкадырова. Обвиняемый говорит, что не считал происходящее проблемой.
«Сергиеня и Верезубов зачем-то устроили мне многочасовую экскурсию по Тагилу и окрестностям. Тогда же Верезубов озвучил идею устранить главу нижнетагильской полиции Абдулкадырова. До этого таких идей не озвучивал. А на обратном пути заехали в лес и начали метать коктейли Молотова. Я спросил Верезубова, зачем. Он ответил, что хочет проверить. Что проверить — не сказал. Где намерен использовать — не сказал», — утверждал Фогель.
31 января прошлого года Сергиеня позвонил мужчине и сказал: «У нас все готово, командир, отдайте приказ». По словам Фогель, он подумал, что его знакомый пьян, и бросил трубку. Верезубов и Сергиеня привезли к нему домой коктейли Молотова и показали видео с горящей машиной, заявив, что поджог устроили они. Как позже выяснилось, это был ролик из соцсетей. Вскоре после этой встречи обвиняемого задержала ФСБ.
По версии следствия, на самом деле Фогель всё это время создавал террористическую организацию (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 205.4 УК РФ), в том числе чтобы поджечь машину замдиректора «Уралвагонзавода» по персоналу Ирины Артамоновой в качестве «акции устрашения» перед приездом Путина, а также «петарду в карман кинуть» и «чем-то твердым поломать» других менеджеров компании. Среди потенциальных жертв назвали главу службы безопасности завода Алексея Закатова и Абдулкадырова. Поездку к окрестностям Тагила следствие называет «тренировкой» для террористов, а попытку выдать видео с горящей машиной за настоящее — «следственным экспериментом». В разговорах пожилой мужчина якобы предлагал создать «боевые группы для ликвидации руководства страны» и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева».
Дело рассматривает Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге. Верезубов и Сергиеня проходят по нему свидетелями. Обвинение просит отправить Фогеля на принудительное лечение. Обвиняемый считает, что Сергиеня был провокатором ФСБ.