Пленного, которого насильно отправили из украинской тюрьмы на фронт в составе ВСУ, в России приговорили к 14 годам за «терроризм»

Военный суд в Ростове-на-Дону приговорил украинца к реальному сроку лишения свободы. Судя по всему, мужчина поехал на фронт в составе ВСУ из колонии. В ситуации разбирался проект «Медиазона».

Обвиняемым по делу проходил 32-летний Никита Кучер из города Чудное Житомирской области . На фронт его отправили в составе 8-го полка сил специальных операций 48 ошб, он же Батальон имени Номана Челебиджихана. Это подразделение ВСУ (формально относится к Государственной пограничной службе Украины), которое преимущественно состоит из крымских татар. Организация занималась диверсиями на полуострове. В 2022 году её объявили «террористической». По заявлениям российской пропаганды, летом воевала на сумском направлении.

Дата юридического ареста Кучера неизвестна, однако видео с его участием появилось в Z-канале SaveUkraine1313 ещё в январе этого года. В феврале он уже был в перечне «террористов и экстремистов» Росфинмониторинга. Судя по картотеке (дело № 61OV0000-01-2025-000215-62), материалы дела поступили в Южный окружной военный суд в мае этого года. Приговор вынесли в августе, однако узнать о нём удалось только сегодня.

Подробностей о конкретных обвинениях против украинца нет. Известно, что его судили за участие в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.5 УК) и приговорили к 14 годам лишения свободы. Первые три года Кучер проведет в тюрьме, а оставшийся срок — в колонии строгого режима. 

В том самом январском видео, озаглавленном «БОЕЦ ВСУ В РУССКОМ ПЛЕНУ», мужчина рассказал, что его завербовали в украинской тюрьме. Начальник неназванной колонии, которого Кучер называет «хозяйкой», якобы пригрозила мужчине, что либо он пойдёт на фронт по доброй воле, либо администрация «сделает так, что он захочет» пойти воевать. В частности, как утверждал военнопленный, ему пригрозили добавить срок за изготовление наркотиков (статья 309 УК Украины). В видео мужчина утверждает, что после первого отказа его избили, а затем снова пригрозили увеличить срок. На второй раз он согласился вступить в ВСУ. Из его рассказа следует, что его не обучали воевать, однако командование это не волновало.

«Приехали в Киев, я убежал, меня быстро поймали. Привезли потом в Запорожье. Там был двое или трое суток. Вечером завели на склад, где нам выдавали бронежилеты, форму, сумку [Потом] привезли в Мирное. В Мирном был главный наш “гулик”. Он мне говорит “надо на выход идти, повоевать немного”. Я говорю, “я автомат никогда в жизни в руках не держал, даже стрелять не умею” Он отвечает “Ну ничего страшного там будешь, надо будет помочь там что-то поднести туда-сюда”. [На следующее утро привезли на место и сказали] “вы себе ищите укрытие и садитесь там, ждёте следующего указания”», — сказал он в видео.

Других доказательств этой истории не предоставлено, возможности проверить её достоверность у журналистов нет. Как отмечают в «Медиазоне», человек с таким именем значился в списках пропавших без вести полиции (не уточняется, имел ли он статус MIA или просто «пропавшего»). Где именно мужчина воевал и попал в плен он вспомнить не смог.

Отправлять заключённых на фронт Украина начала в прошлом году. Формально, это должно происходить добровольно. В России ещё с 2022 года действовал аналогичный «Проект К». Сначала его курировал Евгений Пригожин, заключённые попадали в его ЧВК «Вагнер» и могли освободиться после шести месяцев на нулевой линии. После смерти «повара Путина» вербовать на фронт начало Минобороны. Заключённые на фронте считаются обычными мобилизованными, попасть домой до ранения или смерти возможности у них теперь нет. Иногда у них и вовсе нет документов.