30 июля 2025, 12:23
В Госсовете Крыма предложили запретить распространение контента «иноагентов»

Госсовет Республики Крым готовит обращение в Государственную думу с предложением запретить публичное использование и исполнение произведений «иноагентов» или правообладателей «недружественных иностранных государств». Об этом во вторник, 29 июля, сообщил председатель крымского парламента Владимир Константинов.
Итоговый текст обращения будет представлен публично в начале сентября, рассказал «Ведомостям» председатель комитета Госсовета Крыма по законодательству Сергей Трофимов. Ограничения планируется распространить на публичное исполнение, показ, трансляцию, прокат, демонстрацию, размещение в интернете и иные формы использования такого контента.
По словам Константинова, в условиях ведения против России информационной войны государство «может и обязано» защищать своё информационное и культурное пространство от воздействия отдельных деятелей культуры, которые используют своё творчество как инструмент распространения «антироссийской повестки». Регулирование должно затрагивать не только музыку, но и все виды контента, уточнил он позднее в рамках пресс-подхода: «Здесь речь не идёт о какой-то цензуре. Но вот это надо запретить, это же предатели».
Сейчас все доходы, собранные в пользу авторов и исполнителей из «недружественных стран», а также «иноагентов», согласно указу президента от 27 мая 2022 года, перечисляются на рублёвый спецсчёт. Доступ к этим средствам возможен только по решению правительственной комиссии, пояснили в Российском авторском обществе (РАО). Дополнительно с 1 марта 2025 года вступил в силу закон, который требует перечислять доходы иноагента от творческой деятельности на спецсчёт, открытие которого для него обязательно.
РАО в 2023 году выплатило правообладателям из «недружественных стран» и «авторам-иноагентам» на спецсчета 10,56 миллиона рублей за публичное воспроизведение их музыкальных произведений. При этом совокупная сумма, выплаченная российским и иностранным правообладателям за тот же период, составила 2,5 миллиарда рублей.
Инициативу поддерживают в Госдуме. Председатель комитета по культуре Ольга Казакова («Единая Россия») заявила, что большая часть общества не хочет видеть в России «никакие продукты творческой деятельности иноагентов». Депутат от Крыма Леонид Ивлев отметил, что прекращение публичного использования указанных произведений направлено на формирование сознания молодых людей «в соответствии с традиционными ценностями России».
Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин считает инициативу «довольно бессмысленной». Он задаётся вопросом, как «вынуть» из советских фильмов песни «иноагентов», например Андрея Макаревича, и что делать с классическими произведениями композиторов Баха, Бизе и Шопена из стран, признанных недружественными.
Директор юридического департамента радиохолдинга «Европейская медиа группа» Дмитрий Григорьев отмечает, что некоторые произведения, потенциально подпадающие под запрет, могут считаться частью российского культурного наследия.
«Нельзя публику лишать права доступа к культурному коду, руководствуясь принципом „неправильные пчёлы делают неправильный мёд"», — считает Григорьев.
Партнёр практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али отмечает, что инициатива «вызывает много вопросов». Запрет касается не только «иноагентов», но и вообще любых граждан «недружественных государств», что создаёт проблемы для медиабизнеса. «Как теперь быть целой индустрии, которая инвестировала в такой контент?» — задаётся вопросом юрист.
Руководитель практики разрешения споров юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Денис Крауялис считает, что текущие формулировки «слишком широки и создают правовую неопределённость». Под ограничения могут подпасть фильмы, музыка, книги, если среди правообладателей есть «иноагенты» или граждане недружественных государств, а медиакомпании столкнутся с дополнительными расходами на проверку правового статуса авторов.
Две недели назад Володин сообщил о планах Госдумы рассмотреть законопроект об ужесточении ответственности для «иноагентов». В случае принятия закона, уголовная ответственность за неисполнение обязанностей будет наступать после одного административного правонарушения.