22 июля 2025, 16:29
В ЕС и G7 выразили «обеспокоенность» разгромом Национального антикоррупционного бюро Украины

В ЕС и «Большой семёрке» следят за развитием дела вокруг реструктуризации антикоррупционных органов на территории Украины. Комментарий приводит «Европейская правда».
Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) появилось в результате Евромайдана. Закон о его создании стал одним из первых документов, которые подписал президент Порошенко. Фактически, создать его требовали в Брюсселе: коррупция была одной из главных проблем, которые мешали Украине вступить в ЕС. Требование бороться с обходом закона было прописано в «Соглашении об ассоциации между Украиной и Европейским союзом». Предполагается, что влияние на решения об этом также оказывал МВФ, который кредитовал страну для экономического развития. Позже с этой же целью создали Специализированную антикоррупционную прокуратуру Украины (САП), а также Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАЗК) и Государственное бюро расследований.
Главная особенность НАБУ состояла в его независимости от вертикали власти: орган подчинили непосредственно Верховной раде и проверяющему совету, который назначался разными ветвями власти. В его ведении находятся взятки и прочие коррупционные схемы, в которых участвуют самые важные чиновники страны, включая судей, прокуроров, депутатов и даже президента, если потребуется. САП занималась надзором над деятельностью НАБУ.
Вчера утром стало известно, что силовики СБУ и Генпрокуратуры проводят обыски сразу в 80 точках, связанных с антикоррупционными органами. Позже власти начали постепенно делиться деталями обвинения. Одного чиновника —Руслана Магамедрасулова — задержали за то, что его отец торговал с Россией коноплёй, а сам он якобы находился «в тесном контакте с беглым народным депутатом» от фракции ОПЗЖ Фёдором Христенко. Это не объясняло масштабы обысков.
В НАБУ официально заявили, что силовики пришли к 15 работникам ведомства, причём без судебных постановлений, под видом расследования ДТП. Особенный интерес проявили к чиновникам с доступом к гостайне. Вскоре на аналогичные рейды на английском и украинском языках пожаловалась САП. Формальным поводом стала «проверка соблюдения законодательства о гостайне». При этом на самом деле, как отметили прокуроры, сотрудников СБУ интересовали непубличные детали дел о коррупции. В САП публично потребовали от силовиков «строго соблюдать нормы действующего законодательства, чтобы исключить возможность утечек».
В то же время Верховная рада во втором чтении проголосовала за законопроект, который фактически превратит НАБУ в подразделение Генпрокуратуры. Орган сможет закрывать дела и передавать их другим ведомствам. Генпрокурор также сможет не подписывать предъявление подозрения чиновникам-коррупционерам, то есть не передавать материалы дел в суд. Фактически, это лишает существование НАБУ смысла.
Директор НАБУ Семён Кривонос попросил Зеленского не подписывать закон. Во время брифинга он рассказал о насилии, которое СБУ применила к троим детективам. Сообщалось, что сотрудники спецслужб мешали чиновникам снять побои.
Параллельно НАБУ предъявила обвинения начальнику сектора Департамента защиты национальной государственности СБУ. Мужичну обвинили в вымогательстве 300 тысяч долларов за закрытие дела.
На этом фоне дипломаты из Председательство Группы поддержки послов стран G7 в Украине написали, что встречались с представителями НАБУ и испытали «серьёзную обеспокоенность» за события в стране. В органе пообещали обсудить происходящее с правительством. Аналогичный комментарий сделал представитель пресс-секретарь Еврокомиссии по вопросам расширения, международного партнёрства и Средиземноморья Гийом Мерсье. По словам бюрократа, ЕС «обеспокоен последними действиями Украины относительно антикоррупционных органов». Он напомнил, что Европа будет выделять деньги при условии прогресса в области «прозрачности, судебной реформы и демократического управления». При этом он подчеркнул, что формального решения приостановить процесс вступления Украины в Союз пока не принято.