15 июля 2025, 14:17
BBC признала, что документальный фильм о Газе озвучивал сын чиновника ХАМАС

Продюсеры фильма о секторе Газа «Gaza: How to Survive a Warzone» нарушили правила, заплатив чиновнику за участие его сына в проекте. Об этом говорится в отчёте за подписью директора по редакционным жалобам и рецензиям государственной Британской вещательной корпорации Питера Джонстона. Чиновники пообещали не раскрывать, будет ли хоть кто-то уволен за ошибку.
Фильм опубликовали в феврале этого года. Файл удалили с официального BBC iplayer, но посмотреть документалку на сторонних каналах можно до сих пор. Часовой ролик состоит из компиляции кадров из жизни местных жителей и их комментариями. Главными героями стали местные дети. Зрителям показали кадры быта палестинской семьи, эвакуацию людей из больницы и вакцинацию детей от полиомиелита, ради которой была объявлена приостановка боевых действий. Закадровым голосом был 13-летний мальчик Абдулла. Руководству корпорации поступила жалоба на несоответствие фильма Редакторской политике BBC, в частности — положению о «надлежащей достоверности». Политика требует от авторов показывать «любую дополнительную информацию, предоставленную BBC, которая может повлиять на представления» аудитории. Сотрудникам дана творческая свобода в «методах для создания реалистичного повествования, но при этом должны быть точными».
Как выяснилось, отец Абдуллы — член ХАМАС в должности заместителя министра сельского хозяйства в правительстве сектора Газа. Джонстон пришёл к выводу о том, что это нарушило политику канала о беспристрастности. Более того, родственники мальчика получили 795 фунтов наличкой, телефон и подарочную карту в онлайн-магазине игр за участие подростка в проекте. Отдельно отмечались проблемы с переводом арабского слова «яхуд» (يهود), которое в субтитрах упорно переводили как «израильтяне», хотя, технически, оно должно переводиться как «евреи» (точнее, иудеи).
Руководство пришло к выводу о том, что в нарушении виновата продюсерская компания Hoyo Films, которая записывала кадры и передавала их корпорации. Согласно отчёту, никто в самой BBC не знал, что получают информацию от семьи функционера террористической организации. Составители отчёта пожаловались, что семью Абдуллы проверили по европейским санкционным спискам и его имени там не оказалось. Посредники, которые снимали кадры в Газе, утверждали, что отец Абдуллы занимал «исключительно гражданскую» должность. Как выяснилось во время расследования, член террористической организации лично дал разрешение на съёмки.
«Продюсерская компания сообщила мне, что на начальном этапе существовала неопределенность относительно того, смогут ли они вообще использовать рассказчика [Абдуллу] в программе, поскольку логистические трудности, связанные со встречами с ним, увеличивали риски для съёмочной группы, вынуждая её совершать дополнительные поездки по Газе. Однако в конце августа 2024 года съёмочная группа в Газе смогла встретиться с рассказчиком и его отцом. Режиссёр сказал, что члены съёмочной группы, имеющие опыт работы в Газе, заверили его, что встреча с отцом рассказчика безопасна, поскольку он занимал исключительно гражданскую должность. Целью встречи в августе 2024 года было получить разрешение отца на съёмки», — говорит чиновник.
В документе прописано, что госкомпания всё же несёт «определенную ответственность» за то, что не смогла гарантировать обсуждение политики с партнёрами и за «отсутствие критического надзора за неотвеченными или частично отвеченными вопросами». Джонстон опубликовал план из семи пунктов. Сотрудники госСМИ изучат, можно ли перемонтировать фильм так, чтобы он не нарушал правила, и если да, выложат новую версию вместо старой. Руководство также напишет отдельное руководство о том, как переводить слово «яхуд», и ещё одну инструкцию о том, как выбирать закадровые голоса. Для похожих проектов с «высокими рисками» введут отдельную проверку.
Среди кадровых решений упомянуто только создание новой бюрократической должности директора в Информационном совете, который будет отвечать за «более высокий уровень редакционного надзора за всем портфолио» документальных фильмов и новостных репортажей. Оплачивать его работу будут из кармана налогоплательщиков. При этом остаётся непонятным, будет ли уволен хотя бы один сотрудник BBC, допустивший ошибку при создании фильма. Как написал Джонстон, «мы никогда не будем комментировать какие-либо отдельные конфиденциальные процессы, но можем подтвердить, что BBC принимает справедливые, чёткие и надлежащие меры на основе результатов обзора для обеспечения ответственности».