20 мая 2025, 11:53
Кыргызские силовики насильно отправили российского активиста на родину. Его приговорили к 16 годам колонии за попытку поджога военкомата и «фейки» про армию

Военный суд в Екатеринбурге приговорил вывезенного из Кыргызстана активиста, который бросил несколько коктейлей Молотова в военкомат, к 16 годам колонии — передаёт «Медиазона».
Рожков стал фигурантом дела ещё в 2022 году. Он был одним из первых активистов, которые атаковали военкоматы при помощи горючих смесей через месяц после начала войны. Силовики попытались «пришить» ему покушение на убийство сотрудников военкомата, которые оставались в здании ночью, в частности — сторожа. На этом основании его посадили в СИЗО. Важно отметить, что мужчина не отрицал причастность к нападению на военкомат. В изоляторе ему давали сильнодействующие препараты для психбольных.
«В СИЗО-1 Екатеринбурга я сначала попал в карантин. Там мне не дали постельное бельё, не дали подушку, не дали одеяла — дали только матрас обоссанный. [В СИЗО] мне давали очень сильные препараты, от которых я очень плохо себя чувствовал. Один из этих препаратов — рисперидон, он назначается шизофреникам. Мне давали его в тройной дозе. Я болел неусидчивостью, у меня были панические атаки, я задыхался и мучился бессонницей. То есть лечение для меня было неподходящим <..> В период заключения меня вывозили на стационарное обследование на предмет адекватности в психиатрическую больницу», — рассказывал он после освобождения.
Позже статью пришлось переквалифицировать в менее серьёзную «порчу госимущества» (статья 214 УК РФ), что позволило Рожкову оказаться под домашним арестом. Мужчина решил не дожидаться суда и сбежал из под ареста в Кыргызстан. Примерно в то же время стало понятно, что участников диверсий планируют судить по статьям о госизмене и терроризме. Уже в декабре 2022 и январе 2023 года он дал интервью «Ходорковский Live» и левой DOXA. Он говорил, что до войны занимался активизмом, включая нанесение граффити «Путин — лох» на баннеры в Екатеринбурге. Он обвинил российские власти в «обыкновенном фашизме с истреблением украинских граждан».
Мужчину вывезли из бывшей советской республики в мае 2023 года. В письмах он рассказывал, что на его задержание отправили «пять-семь» силовиков. Они забрали у него технику, посадили в изолятор и пригрозили пытками, если он будет мешать кыргызским властям. Вскоре спецслужбы передали его своим российским коллегам. Судя по всему, его вывезли в обход каких-либо процедур, поэтому можно считать, что мужчину фактически выкрали из страны, хоть и при участии местных властей. По прибытии в РФ, как говорил обвиняемый, ФСБ надела ему мешок на голову и ударила шокером.
В марте этого года он рассказал, что силовики угрожали ему убийством и изнасилованием, если он не признается в «сотрудничестве с украинскими спецслужбами». Тогда же выяснилось, что в день поджога мужчина принял антидепрессанты. Силовики знали о его нестабильном психическом состоянии. На основании того самого интервью каналу Ходорковского даже проводили дистанционную психиатрическую экспертизу.
Дело рассматривал Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге. Судя по карточке, дело передали в суд ещё в феврале 2024 года. Рассмотрение откладывали двадцать раз. В конечной версии обвинения говорилось об «оправдании терроризма в интернете» (часть 2 статьи 205.2 УК РФ), «распространении фейков группой лиц по мотивам политической, идеологической или иной ненависти или вражды» (пункты б, д части 2 статьи 207.3 УК) и «теракте» (статья 205 УК). Прокуратура запросила 19 лет лишения свободы. Судья Сергей Телеба приговорил активиста к 16 годам; пять лет он проведёт в тюрьме, оставшийся срок — в колонии строгого режима.