7 мая 2025, 19:51
Участников легиона «Свобода России» принуждают к службе и отказывают в статусе участников боевых действий — «Вот так»

Несколько бывших военнослужащих легиона «Свобода России», воевавших на стороне Украины, столкнулись с отказом в присвоении статуса участника боевых действий. Об этом изданию «Вот Так» рассказали два бывших бойца Легиона. По их словам, командование также отказывало в увольнении военнослужащим, недовольным условиями службы, вместо этого отправляя их на опасные участки фронта.
До начала полномасштабной войны россиянин Никита (имя изменено) жил в России и занимался бизнесом. После вторжения он начал помогать Украине — организовывал расклейку листовок легиона «Свобода России» и финансово поддерживал подразделение.
Летом 2022 года, находясь в Турции, он был задержан по запросу российских силовиков. По словам Никиты, обвинения в «коммерческих преступлениях» были сфабрикованы из-за его сотрудничества с легионом. В России ему также заблокировали счета.
«Меня привели в зону отправки в аэропорту в Стамбуле и дали билет на вылет в Москву через шесть часов. Сказали: если ты улетишь в течение этих шести часов куда угодно, то мы тебя не видели. Через два часа я улетел в Молдову», — вспоминает Никита.
Оттуда при содействии Главного управления разведки Украины он въехал в страну и вступил в легион «Свобода России». После трёхмесячной подготовки Никита отправился на фронт, где служил командиром самоходной артиллерийской установки и минометного расчёта.
В конце лета 2023 года Никита получил травму колена во время боевого выхода. После реабилитации он решил уволиться из Легиона для лечения — ему требовалась операция по замене коленного сустава. Однако командование отказалось его отпускать, несмотря на то, что в контрактах была прописана возможность их расторжения «день в день».
«Командиры время от времени угрожали бойцам, что если они захотят уволиться, то "вас никто не уволит, вас убьют, вы доедете домой только в пластиковых мешках"», — рассказал другой бывший боец Легиона Андрей.
По словам Никиты, командование собрало 16 человек, подавших рапорты на увольнение, и объявило о направлении их на опасную позицию под Торецк: «Нас использовали как рабов. Они просто собрали и отправили всех на заведомо опасную позицию со словами: "Легиону нужны герои, мёртвые герои"».
Никита отказался ехать на фронт с травмой и начал привлекать адвокатов, чтобы доказать нарушения со стороны командования. В ответ его обвинили «в подрыве морального состояния личного состава» и «предательстве», отобрали телефон и поместили под арест на базе Легиона на четыре месяца.
На фоне конфликтов с командованием произошла трагедия — один из бойцов с позывным «Самурай», также желавший уволиться из Легиона, покончил с собой, вскрыв вены. По официальной версии командования, причиной суицида стали проблемы в личной жизни.
В апреле 2024 года Никиту всё-таки уволили из подразделения, но не выдали копию контракта, не присвоили статус участника боевых действий (УБД) и не выдали справку, подтверждающую участие в обороне Украины.
Сейчас Никита находится в Украине с травмированным коленом, без возможности трудоустройства из-за российского гражданства и без документов для получения статуса УБД. Попытки запросить политическое убежище в Румынии и Польше также не увенчались успехом.
С похожей проблемой столкнулся и Андрей, воевавший в Легионе с января 2023 по февраль 2024 года. Родившийся в Волынской области, но имеющий российский паспорт, он рассказал, что командир отказал ему в выдаче документов для получения статуса УБД со словами: «Чтобы ты, русский, с этими документами после войны потом ходил и тут всем тыкал, что ты воевал? Да нихуя такого не будет».
«Держава позвала, я откликнулся, а потом это государство повернулось ко мне одним местом. Мой знакомый, гражданин Украины, служил, но не находился в зоне боевых действий, — водил грузовик, возил продовольствие и бревна для блиндажей. В сторону русских не сделал ни одного выстрела. Он спустя два месяца получил УБД, хотя не воевал и был в глубоком тылу. А я около тысячи мин лично опустил в ствол миномета, которые потом полетели в русских, и у меня нет УБД», — говорит Андрей.
На момент публикации легион «Свобода России» не ответил на запрос журналистов.