13 апреля 2025, 13:59
Верховный суд разрешил лишать пособий родителей погибших на войне «ветеранов СВО» за неуплату алиментов

Верховный суд разрешил лишать пособия по смерти ребёнка на войне за неуплату алиментов одним из родителей. Решение (дело № 1-КГ24-14-КЗ)было принято в марте, однако опубликовано позже. Внимание на него обратила редакция SVTV News.
Дело рассматривают с 2023 года. Иск подала Татьяна Ларинина, ответчиком проходил её бывший муж — Шевченко Григорий. Согласно постановлению, они прекратили жить вместе ещё в 2007 году. Их сын, Шевченко Илья, продолжил жить с матерью. Ларинина добилась выплаты алиментов от отца.
В 2023 году Илья погиб в ДНР во время службы по контракту. В каком году он родился, судом было засекречено, однако из материалов дела следует, что в 2017 году он ещё был школьником (причём, судя по контексту, учился в девятом классе, однако этот момент намеренно вымаран из дела). Важно отметить, что у Григория имелась категория инвалидности, которая мешала ему полноценно устроиться на работу и платить алименты.
Ларинина пожаловалась, что Григорий, как и она, запросил пособие по смерти родственника-военного. Она утверждает, что мужчина не помогал ей с сыном и сильно задолжал по алиментам (в материалах назывались суммы в 526 333 рубля и 617 419 рублей). Иск о «признании наследника недостойным, отстранении от наследования, лишении права на получение выплат» рассматривали Исакогорский районный суд города Архангельска, судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда и Третий кассационный суд общей юрисдикции в Петербурге.
Все они пришли к выводу о том, что, хоть отец и задолжал по алиментам, он иногда виделся с сыном и проживали вместе «некоторое время в 2017 году», поэтому как родственник отец имеет право на выплаты.
«Вместе с тем, из пояснений свидетелей стороны истца <..> установлено, что Илья проживал с отцом некоторое время в 2017 году (после заключения Ларининой в 2017 году брака с [новым мужем] и в связи с беременностью), о чем ответчика попросила сама истец, мотивировав близостью школы сына к месту жительства Шевченко. далее в период обучения в 9 классе Илья проживал у одноклассника <..> Также установлено, что ответчик забирал сына из детского лагеря, когда Ларинина находилась в отпуске с семьей, на протяжении всего периода жизни сына общался с последним, кроме того, несмотря на отсутствие возможности официально трудоустроиться по причине наличия заболевания, прохождение лечения в ГБУЗ Архангельской области “АКПБ” и установление в последующем группы инвалидности, регулярно передавал Ларининой денежные средства на содержание сына», — говорится в определении суда первой инстанции.
Так дело дошло до Верховного суда. Судьи ВС не согласились с решениями предыдущих инстанций. Факты, которые были изложены в предыдущих определениях, как отметили судьи, «не свидетельствует об участии Григория в воспитании несовершеннолетнего сына, то есть о выполнении им надлежащим образом своих обязанностей родителя». ВС также сослался на свидетельства истицы, которая говорит, что была вынуждена обеспечивать сына сама. Постановление отменило все предыдущие решения по делу; новое окончательное решение будет обязан вынести всё тот же Исакогорский районный суд, но передать его должны новым судьям, которые ещё не занимались этим делом.