13 февраля 2025, 18:14
Верховный суд Германии разрешил экстрадировать украинцев на родину, даже если им грозит принудительная отправка на фронт

Потенциальный призыв на войну не должен считаться достаточным основанием для отмены экстрадиции. Об этом говорится в решении Федерального верховного суда Германии, просмотренном редакцией SVTV (дело ECLI:DE:BGH:2025:160125B4ARS11.24.0).
Украинца из Житомира обвиняют в оскорблениях, угрозах и насилии по отношению к силовикам. События произошли ещё в 2018 году. Детали не сообщаются, однако, согласно краткой преамбуле, находясь на родине подозреваемый резко стал агрессивным и напал на сотрудника полиции, когда медики брали у него кровь на анализ. Мужчина нанёс силовику три удара по голове и паху, в результате чего у того образовалась подкожная гематома на левой скуле. Киев потребовал выдать его, чтобы судить по статье об «умышленном причинении побоев легкой и средней тяжести работнику правоохранительного органа» (часть 2 статьи 345 УК), по которой ему грозило до 5 лет тюрьмы.
Редакция обнаружила подходящее под дело постановление Емильчинского районного суда Житомирской области (дело №277/835/18). Из него следует, что украинец якобы вёл автомобиль в пьяном виде, проехал с полицейскими до врачей Емильчинской центральной районной больницы, а на месте решил устроить дебош, после чего скрылся от властей.
Мужчину задержали по украинскому запросу на экстрадицию в прошлом году. В мае его адвокаты заявили, что на родине его могут отправить служить в войсках вместо того, чтобы посадить в тюрьму за предполагаемое преступление. Украинец попросил судью учесть, что уклонение от службы на территории его родины фактически невозможно и что силовики готовы применять насилие, чтобы заставить его отправиться на фронт. Суд рассматривал вопрос о том, противоречит ли выдача подозреваемого в преступлении Конституции и Европейской конвенции о выдаче, если учесть, что на родине его могут заставить вступить в ВСУ, где ему грозит смерть. В частности, защита сослалась на положение Конституции ФРГ, которая гласит, что «никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе с оружием» (часть 3 статьи 4 Конституции ФРГ).
Судьи отметили, что конституционное право не служить с оружием в руках относится только к ситуации, когда принуждение касается непосредственно немецкой армии, а значит иностранцев оно априори не касается. Позицию поддержал Генпрокурор Германии, который написал, что выдача подозреваемого Украине «не нарушает основополагающих принципов немецкой правовой системы», если у украинца нет других аргументов, кроме как что у него «нет гарантии, что он все равно не будет призван на военную службу по украинскому законодательству и понесет наказание в случае отказа». В других документах, которые принял или ратифицировал Бундестаг (включая Европейскую конвенцию о правах человека и Международный пакт о гражданских и политических правах), судьи также не нашли оснований оставить украинца в Европе.
Из решения, как считают в СМИ, следует, что немецкие органы в принципе не будут рассматривать возможность отказа от экстрадиции в воюющие страны просто потому, что там идут боевые действия. Неизвестно, будет ли принцип применяться к депортациям преступников из Африки, которые терроризируют местное население.