16 января 2025, 13:37
Верховная рада обязала СМИ и соцсети удалять «недостоверные и оскорбительные» комментарии о чиновниках в течение трёх дней с момента открытия дела судом
Верховная рада Украины приняла правки, которые обязывают соцсети, СМИ и провайдеров удалять комментарии с критикой властей или ВСУ просто по факту открытия дела в суде. Приговор и решение суда не обязательны. Документы размещены на официальном портале парламента.
Законопроект внесли в Раду ещё летом прошлого года. Его позиционировали как обеспечивающий и усиливающий «гарантии деятельности медиа, журналистов и прав граждан на доступ к информации». Некоторые поправки формально дают прессе больше возможностей: так, журналистам разрешили находиться на улице во время комендантского часа. Поправки также приравняли «стрингеров» и внештатных корреспондентов, которые работают по гражданско-правовому (а не трудовому) кодексу к полноценным журналистам. Важно подчеркнуть, что речь идёт только о сотрудниках официальных СМИ, которых аккредитовали в ВСУ. Фактически, военные до сих пор могут отозвать свою аккредитацию в любой момент, отказать в её предоставлении без обоснования или запретить журналисту посещать определённую территорию под предлогом обеспечения безопасности.
Помимо прочего, поправки касались 117 статьи местного закона «О медиа». Одна из статей обязывает «субъекты в сфере онлайн-медиа» удалять недостоверные комментарии по требованию властей, чтобы их не считали соучастниками преступлений в интернете. Под требования попадают все соцсети, онлайн-кинотеатры, сайты и даже интернет-провайдеры. Отказ согласиться удалить комментарий может сделать компанию и её сотрудников соучастниками «распространения запрещённого контента» (включая «призывы к свержению власти», «пропаганду терроризма», порно, запрещённые государством фильма, «дискриминационные высказывания», в том числе по признаку расы и ориентации), «демонстрации опасного для детей контента» и «пропаганде войны». Такие же правила касаются «недостоверной информации», включая «дискредитацию украинской армии», «глорификацию ВС РФ»(статья 436-2 УК Украины) или необоснованного оскорбления и «клеветы» против чиновников.
Сейчас этот закон требует от компаний удалять комментарии после того, как они получат официальное решение от Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (аналог российского Роскомнадзора). Теперь закон подразумевает, что комментарии будут удаляться в течение трёх дней после «решения об открытии соответствующего производства судом». Важно подчеркнуть: речь идёт просто о регистрации дела в суде, а не о решении судьи по соответствующему вопросу.
На этой неделе за закон проголосовали украинские депутаты. После подписания Владимиром Зеленским поправки будут считаться официально внесёнными. По словам народного депутата Ярослава Юрчишина, СМИ и соцсети всегда могут оставить комментарий и просто подготовиться к суду над ними. Критиков поправки он считает «распространителями лжи», которые не учитывают позицию бюрократов из «организаций по защите медиа».
«СМИ могут либо удалить такой комментарий в течение трех дней после получения информации от суда и не нести за это ответственности, либо, разделяя позицию комментатора, оставить комментарий и защищать свою позицию в суде <..> Кому нужно распространять эту ложь о законопроекте №11321? Очевидно, тем, кто стабильно подает в суд иски по защите своей “чести и достоинства”. Фамилия одного из таких бывших чиновников вам хорошо известна. С судами ему работать гораздо легче, чем с Нацсоветом <..> при разработке законопроекта мы консультировались с ключевыми организациями, занимающимися защитой медиа», — написал парламентарий.
Украинские силовики постоянно задерживают граждан за посты в интернете, в том числе за «оправдание войны» и помощь уклонистам от армии. Тот же Нацсовет запрещает журналистам писать о принудительной мобилизации без одобрения властей.
Законы о цензуре после начала войны приняли и в России. Граждан постоянно приговаривают к реальным срокам за слова о войне и влатях, которые суды признают «пропагандой терроризма», «фейками об армии» и «дискредитацией российской армии».