6 декабря 2024, 14:01
Жителя Башкирии приговорили к 5,5 годам колонии за участие в «баймакских протестах»
Суд в Тольятти приговорил участника протестов в Баймаке к 5,5 годам колонии — пишет «Idel.Реалии» (RFE/RL, проект Госдепа США).
Сегодня Центральный районный суд Тольятти судил троих фигурантов «Баймакского дела» — Халида Ишкуватова, Ильфата Ишмуратова и Закира Кульмухаметова. Все трое проходили обвиняемыми в «участии в массовых беспорядках» (часть 2 статьи 212 УК РФ) и «применении неопасного для жизни и здоровья насилия в отношении силовика» (часть 1 статьи 318 УК). Известно, что Ишкуватов получил 5,5 лет колонии. Какие приговоры вынесли другим фигурантов, пока неизвестно.
Поводом для протестов зимой стал приговор экс-сопредседателю ликвидированной организации «Башкорт» Фаилю Алсынову, которого судили за «разжигание ненависти» к жителям Кавказа и Средней Азии за слова на одном из собраний. Весной 2023 года он рассказал, что власти видят в народе «чернь» (кара халык) и не хотят считаться с мнением местных жителей. Алсынов протестовал против загрязнения природы Зауралья, шиханов Куштау и горного хребта Ирандык. Примечательно, что митинг, на котором силовики обнаружили «разжигание», формально был согласован.
В январе этого года Баймакский районный суд Башкортостана приговорил Алсынова к 4 годам колонии. После оглашения приговора в Баймаке начались протесты жителей, которые требовали отпустить активиста. Участники акций называли сами себя «кара халык» из солидарности с репрессированным соотечественником и пытались добиться пересмотра приговора.
В регионе сразу начались задержания и разгоны протестов. Местные жители не могли подключиться к WhatsApp и Телеграму, а Следственный комитет пригрозил участникам уголовным делом. Несмотря на угрозы, жители продолжали выходить на протесты, в том числе в Уфе.
По данным «Медиазоны» и «Idel.Реалии», в судебных документах силовики написали, что протесты организует уехавший в Литву активист Руслан Габбасов, который, «реализуя свой преступный умысел», использовал YouTube-канал «Тот самый из Башкорт», чтобы призывать жителей Башкортостана «к участию в массовых беспорядках». Сам активист говорит, что не записывал никаких обращений, на которые ссылаются российские силовики.
«16-го числа, на следующий день после первого переноса, вечером у меня удалили канал. Я тут же свой дублирующий канал оживил. Начал оттуда писать, и на следующий день, в день приговора, удалили еще один канал, где-то часов в 11–12. Я нигде не обращался с призывом прийти туда и поддержать. Такого не было. Я писал о том, что происходит, делал репосты <..> Мое единственное видеообращение было 14 января, я проводил одиночный пикет напротив посольства России в Вильнюсе по поводу моего задержанного брата. И там я упомянул, что состоится суд над Фаилем Алсыновым, его тоже судят и что просто не нужно молчать. Это не призыв», — рассказал Габбасов.
Протестующих из Баймака обвинили в уничтожении имущества, применении «предметов, представляющих опасность для окружающих», и оказании «вооружённого сопротивления» властям. В материалах утверждается, что возмущённые башкиры «применяли в качестве оружия камни, деревянные палки и металлические пруты». Примечательно, что ранее такое поведение называли «силовым» и «физическим», но не вооружённым.
Дело воспринимается серьёзно: его ведёт группа из 33 следователей, которых прислали из Башкортостана, Алтайского края, Нижнего Новгорода и Москвы. Возглавляет группу полковник юстиции Игорь Хованский. Всего по делу задержали и арестовали более 70-ти человек. Одним из первых приговорённых по нему стал Илшат Ульябаев. В июле Ленинский районный суд Орска в Оренбургской области отправил его в колонию на 5 лет.