19 сентября 2024, 13:55
Генпрокуратура РФ отменила реабилитацию более чем 4 тысяч жертв репрессий
Российские власти аннулировали решения о реабилитации жертв более 4 тысяч репрессий. Об этом в интервью для «Коммерсанта» сказал официальный представитель Генпрокуратуры Андрей Иванов.
По словам чиновника, с 2020 года Главное уголовно-судебное управление (ГУСУ) его ведомства обнаружило «ряд фактов» неправомерной реабилитации. Утверждается, что соответствующие решения принимались в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Речь идёт о «лицах, изменивших Родине» во время Второй мировой войны. Утверждается, что некоторые из них вступили в военизированные формирования Вермахта и войска СС, служили в карательных батальонах и полицейских отрядах, а также оказывали содействие фашистским оккупантам, «работая в созданных ими органах местного самоуправления».
По словам Иванова, в рамках работы по «выявлению изменников Родины и пособников фашистской Германии» с 2022 года прокуроры проверили свыше 14 тысяч заключений о реабилитации, из которых отменено более 4 тысяч. Власти настаивают, что статуса лишились «бандеровцы», «власовцы» и прочие коллаборанты.
В частности, незаконной признали реабилитацию офицера лагеря для советских военнопленных Эмиля Бромбаха, военнослужащих 3-й танковой дивизии СС Totenkopf и командиров отделений японского оборонительного отряда на Южном Сахалине, которые расстреливали корейцев.
В Смоленской области отменены решения о восстановлении прав Новожилова и Савельева, которые служили в должностях бургомистра и старосты оккупированного Карманово и вели борьбу с партизанами. Во время их администрации, как утверждается, погибли сотни мирных жителей. Законным объявили репрессии против Кермелиса, который, служил офицером 15-й дивизии Латышского легиона СС в Латвийской ССР.
«Кроме того, сообщил господин Иванов, в суды направлены заключения об отказе в реабилитации 64 человек, из которых 58 уже удовлетворены, а еще 6 предстоит рассмотреть. “В отношении еще десяти лиц внесены кассационные представления в Верховный суд России, полностью их удовлетворивший” Отметим, что если решение о реабилитации было принято прокуратурой на основании заявления осужденного либо его родственников, то надзор его отменить не может и обращается в суд», — пишет «Ъ».
Иванов настаивает: решение об отмене заключений о реабилитации «принимается не огульно, а только после тщательного изучения» записей в архивах и истребования дополнительной информации из профильных ведомств. Решения, которые не отменили, после проверки продолжают считать законными.