В первой версии списка на обмен заключёнными были журналист Иван Сафронов и депутат Алексей Горинов — Христо Грозев
Основатель Bellingcat Христо Грозев дал комментарий «Русской службе Би-би-си» насчёт состоявшегося обмена заключёнными.
Ранее в WSJ писали, что спецпосланник президента США по делам заложников Роджер Карстенс был одним из первых американских чиновников, которым было поручено разобраться с обменом арестованных и приговорённых к тюрьме американцев. Заявляется, что он встретился с Грозевым в ресторане, где активист на салфетке написал примерный список заключенных россиян, которых США стоило бы обменять на американцев Пола Уилана и Эвана Гершковича. Тогда центральной фигурой обмена должен был стать оппозиционер Алексей Навальный. Наиболее ценным кадром российских спецслужб продолжили считать убийцу ФСБ и, как выяснилось позднее, личного друга Путина — Вадима Красикова.
Позднее к процессу подключились и другие политики. По имеющимся данным от СМИ, в процессе обмена и переговоров с Германией участвовала демократ Хиллари Клинтон и даже исполнительный директор Google Эрик Шмидт. Последний, как утверждается, лично обратился в Белый дом с просьбой о проведении сделки. Изначально Белому дому казалось, что Гершкович сможет оспорить решение как незаконное, однако через некоторое время администрация Байдена всё же включилась в переговорный процесс.
Грозев подтвердил, что действительно встречался с Карстенсом и «набросал на салфетке» предварительный список людей, которых можно было бы освободить из российской тюрьмы. Он отметил, что участвовал в нескольких этапах переговоров, однако не знает, как именно согласовывалась финальная версия. Разница была не только среди тех, кого предлагалось обменять, но и среди тех, кто не должен был ехать на Запад. Такой позиции, в частности, публично и в личных разговорах придерживался Илья Яшин. Как отметил журналист, вероятно, в обменный фонд его добавил Кремль, чтобы выдворить из страны.
Среди тех, кто находился в изначальном перечне, но не попал в финальный, оказались московский депутат Алексей Горинов и экс-технический директор канала «Навальный Live» Даниэль Холодный, которого посадили по «экстремистскому делу» ФБК вместе с Навальным. Также обменять планировалось приговорённого к 22 годам Ивана Сафронова, который писал о российской оборонной промышленности. По словам Грозева, Кремль настоял, чтобы вместо Сафронова на Запад вывезли политолога Демури Дитера Воронина; якобы он должен был представлять большую ценность для немецких спецслужб
«Сложно сказать, [будет ли новый обмен]. Очевидно, готовится новая кампания террора. Я уверен, что будут новые аресты. Будет ли у Запада человек уровня Красикова, сложно сказать: он был и личным знакомым Путина. Но, всё таки, переговорный процесс доказал свою эффективность, поэтому, я думаю, ещё один обмен будет», — говорит Грозев.
Журналист также рассказал о ходе расследования смерти Навального. По его словам, основную часть ведёт ФБК, а Bellingcat выступает в роли консультантов. Более того, ФСБ научилось более тщательно подделывать данные, которыми пользуются аналитики, поэтому проводить расследование стало сложнее.
В четверг спецслужбы России, Беларуси, США и Германии провели в аэропорту Анкары обмен заключёнными. В РФ приехали сотрудники российских спецслужб. Путин помиловал Ксению Фадееву, Андрея Пивоварова, американцев Алсу Курмашеву, Уилана и Гершковича, а также председателя «Мемориала» Олега Орлова, художницы Саши Скочиленко и ряд других политзаключнённых.