29 июля 2024, 14:40
На Дунцову составили протокол за недонесение на себя как на «иноагента»
Екатерина Дунцова сообщила, что на неё составили протокол о недонесении на себя как на «иностранного агента» (часть 1 статьи 19.34 КоАП). Повторное нарушение по этой статье может стать причиной для возбуждения уголовного дела. 31 мая 2024 года Минюст внёс ее в реестр «иностранных агентов».
«Что же за административное правонарушение я совершила? Ну, для того, чтобы его, сразу скажу, не совершать мне надо было обладать как минимум экстрасенсорными способностями. <...> Я должна была понять, что я – иностранный агент, уведомить об этом Минюст до того, как они внесли меня в реестр и, собственно говоря, все обязанности исполнять», — сообщила политик в видео, опубликованном своем Телеграм-канале.
Часть 1 статьи 19.34 КоАП — это новый инструмент силовиков, который позволяет составить административный протокол на любого человека, а при повторном нарушении по этой статье предусмотрено возбуждение уголовного дела. Екатерина Дунцова не первая, кого обвинили в недонесении на себя как на «иноагента».
23 октября 2023 года в Казани редактора «Idel.Реалии» Алсу Курмашеву арестовали за то, что она не попросила признать себя «иноагентом». Поводом для преследования Алсу Курмашевой стал сбор сведений о мобилизованных в армию преподавателях вузов в Татарстане. Журналистку приговорили к 6,5 годам колонии по засекреченному делу о «фейках» про армию 22 июля 2024 года.
6 июня 2024 года произошёл второй случай ареста за сбор сведений о военной деятельности РФ без регистрации в качестве «иноагента». Тогда в Москве был арестован французский гражданин, 48-летний политолог Винатье Лоран, который работал консультантом швейцарского Центра гуманитарного диалога. Силовики утверждают, что он осуществлял «целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности». Суд отправил Лорана в СИЗО на 2 месяца.
Закон об «иностранных агентах» теперь не требует доказательств иностранного финансирования для включения в реестр. Достаточно просто наличия факта «иностранного влияния», о том, что можно считать таковым, закон умалчивает.
Так, в судебной практике за иностранное влияние уже считали «участие в создании контента» с иностранцем или иностранным агентом и репост материалов, опубликованных «иноагентом». Даже факт общения с лицом, признанным «иноагентом» может быть истрактован судом как «иностранное влияние».
Юрист «Первого отдела» Максим Оленечев объяснил, что закон об иностранных агентах сформулирован таким образом, что каждый должен самостоятельно определить, попадает ли его деятельность под действие этого закона, и в случае необходимости подать заявление в Минюст для включения в реестр.
Если же человек, по мнению властей, «занимается целенаправленным сбором информации в военной сфере РФ, которая может быть использована иностранными силами против безопасности страны, и при этом находится под иностранным влиянием», но не подал заявление о включении себя в список «иноагентов», против него могут возбудить уголовное дело по части 3 статьи 330.1 УК РФ.
По словам юриста, этот закон намеренно создан таким образом, чтобы каждый журналист или гражданский активист в России жил под постоянной угрозой преследования.