22 мая 2024, 10:30
Михаил Фридман потребовал от Люксембурга 15,8 миллиардов долларов в качестве компенсации за «экспроприацию» его активов
Российский предприниматель Михаил Фридман потребовал от правительства Люксембурга компенсации за замороженные страной активы в рамках исполнения санкций ЕС. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источники.
Фридман оценил общую стоимость своих «экспроприированных» активов в 15,8 миллиардов долларов. Как подчеркивают собеседники издания, это примерная сумма, поскольку из-за санкций у Фридмана нет возможности привлекать экспертов-оценщиков из ЕС, а его люксембургским компаниям запрещено делиться с ним какой-либо финансовой информацией.
Фридман владеет пакетами акций ряда люксембургских компаний, включая CTF Holdings, ABH Holdings, Alfa Asset Management (Europe), Alfa Capital Investments Holdings, LetterOne Holdings и LetterOne Investment Holdings. Через эти компании он инвестировал в Альфа-банк и Amsterdam Trade Bank, ретейлера X5 Group и другие юрисдикции и секторы.
По мнению Фридмана, Люксембург нарушил двусторонний инвестиционный договор 1989 года о взаимной защите капиталовложений. В соответствии с ним вложения инвесторов не могут быть экспроприированы или национализированы, за исключением случаев, когда решение принято исходя из общественных интересов и не является дискриминационным. При этом такие меры должны сопровождаться выплатой возмещения.
В соответствии с этим документом у властей Люксембурга есть полгода на ответ, после чего у Фридмана появится право передать спор на рассмотрение либо в комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), либо в Стокгольмский арбитраж.
Партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова отметила, что заморозка активов не является экспроприацией, так как лицо продолжает ими владеть. Она отметила, что если спор Фридмана с Люксембургом дойдет до суда, разрешение дела будет зависеть от интерпретации положений договора
По её мнению, маловероятно, что Люксембург выполнит требования бизнесмена добровольно: у государства есть доводы, чтобы обосновать правомерность своих действий, — например, антироссийские санкции могут быть отнесены к мерам по поддержанию общественного порядка, которые исключены из режима защиты капиталовложений по договору.
Фридман вместе с Петром Авеном попали под санкции Евросоюза в феврале 2022 года, сразу после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Вскоре в письме сотрудникам своей компании LetterOne Михаил Фридман выступил против войны с Украиной. Он назвал происходящее «трагедией для народов России и Украины» и призвал остановить кровопролитие.
10 апреля 2024 года суд ЕС отменил два из трёх оснований для санкций в отношении Фридмана и Авена, действовавших с февраля 2022 года по март 2023. Суд постановил, что включение акционеров «Альфа-групп» в санкционный список было необоснованным, однако миллиардеры всё равно остались под санкциями Евросоюза, так как в марте 2023 году Совет ЕС принял повторное решение о включении Фридмана и Авена в санкционный список.