ЦБ Евросоюза собирается потребовать от итальянской UniCredit резко сократить бизнес в России — Reuters

Европейский центральный банк скоро потребует от итальянского банка UniCredit резко сократить бизнес в России — сообщает Reuters со ссылкой на источники. Похожее требование также коснётся австрийского «Райффайзенбанка», о чём компания отчиталась до того, как официально получила документ.

Российская дочерняя организация компании «ЮниКредит» осталась в России и даже продемонстрировала высокие показатели в 2022 году.  Согласно отчётам, которые фирма передала российским властям, чистая прибыль предприятия в РФ увеличилась в четыре раза. За прошлый год предприятие заработало 665 миллионов евро чистой прибыли.

В марте выяснилось, что в 2023 году на UniCredit подала в петербургский суд некая российская энергетическая компания. Предприятие потребовало от банка соблюсти гарантийные требования на общую сумму 444 миллиона евро. В UniCredit заявили, что уже выдали часть гарантийного пакета для российской компании через немецкого клиента. Оставшуюся сумму банк выплачивать отказывается, ссылаясь на «действующие санкции ЕС». 

Параллельно то же дело рассматривалось в суде в Британии. Сообщалось, что 29 января суд признал решение банка законным и потребовал от энергетической компании отозвать свои претензии из российского суда. Тем не менее, фирма подала на апелляцию, после чего и Верховный суд Соединённого королевства разрешил ей обжаловать решение, но не разрешил продолжать разбирательство в РФ. На данный момент дело ещё не прекращено: сообщается, что слушание по нему назначено на второй квартал этого года. Из карточки этого дела на сайте арбитражного суда можно сделать вывод, что истцом выступает «Русхимальянс».

Позже консультанты из крупной американской компании Glass, Lewis & Co. заявили, что продолжающееся «присутствие UniCredit в России подвергает итальянский банк репутационным рискам». Консультанты пригрозил компании «повышенным вниманием заинтересованных сторон к их подходу», что может вылиться «в материальный репутационный ущерб, который может повлиять на акционерную стоимость».

Вчера в Reuters написали, что ЕЦБ «выразил обеспокоенность» UniCredit по поводу высокой текучести топ-менеджеров. По версии чиновников, в этом виноват новый генеральный директор Андреа Орчель, который «быстро приступил к пересмотру структуры руководства банка, выбрав новых топ-менеджеров». Почему регуляторов волновал состав руководства банков, не сообщалось. Предполагается, что текучка кадров может затормозить процесс выполнения проектов или «задержать реализацию стратегий», включая полную цифровизацию и слежку за клиентами, которая интересует чиновников. 

Как выяснили в Reuters, претензии чиновников не ограничиваются положением руководителей банка. Сообщается, что ЕЦБ напрямую требует от UniCredit «сократить свой бизнес в России». Сотрудники ведомства планируют направить в банк «юридически обязывающее распоряжение» прекратить операции для российских клиентов. В будущем этот документ позволит штрафовать итальянскую компанию.

Собеседники журналистов говорят, что предъявляемые банку требования похожи на те, что уже предъявляются австрийскому Raiffeisen Bank International. В марте прошлого года журналисты рассказали, что ЕЦБ требует от «Раффайзен Банка» свернуть бизнес в России. Вчера сама компания написала, что «в ближайшее время ожидает запроса» от ЕЦБ с требованием ускорить уход из России. Там также сообщили, что к 2026 году количество выданных кредитов сократится на 65% по сравнению с концом третьего квартала 2023 года. При этом из комментария следует, что банк не планирует закрывать свой российский филиал.

«С февраля 2022 года RBI принял масштабные меры по минимизации рисков, возникающих в результате инвестиций в свой российский дочерний банк АО “Райффайзенбанк”, в части рисков для позиции капитала и ликвидности, а также рисков, возникающих в результате повышенных требований соблюдения санкций. Предлагаемые требования ЕЦБ выходят далеко за рамки собственных планов RBI по дальнейшему сокращению своих операций в России», — пожаловались в фирме.

ЕЦБ с самого начала войны занял антироссийскую позицию и использовал вторжение в качестве трамплина для собственных идей. В частности, там предложили зарегулировать криптовалюты, чтобы россияне не могли обходить санкции. Примечательно, что этот же орган выступает против конфискации активов Кремля для передачи их Украине.