29 марта 2024, 11:48
После начала войны Россия продолжила импортировать сырьё для взрывчатки из Германии и Тайваня — WSJ
Россия нарастила импорт нитроцеллюлозы, в том числе из стран НАТО и Тайваня — сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на данные агрегатора ImportGenius.
Нитроцеллюлоза используется для изготовления взрывчатки и так называемого бездымного пороха, который используется при производстве боеприпасов. Его также активно производят в России: как писали в OCCRP, этому способствовал импорт хлопковой целлюлозы из стран Средней Азии. Сообщалось, что более 98% импортируемой в Россию хлопковой целлюлозы поставляли предприятия Казахстана и Узбекистана.
Тем не менее, чтобы избежать дефицита во время ведения боевых действий, Кремль начал импортировать вещество из-за рубежа. По подсчётам, объём поставок резко вырос на 70% в 2022 годку. К середине 2023 года составил 3039 тонн.
Поставки осуществляли сразу несколько компаний. Как и в случае с другими подсанкционными товарами, схема по их доставке включала в себя наличие посредников в третьих странах. Так, к середине прошлого года турецкая фирмы Noy İç Ve Diş Ti̇caret обеспечивала почти половину российского импорта нитроцеллюлозы.
Эта компания закупала товар сразу из нескольких источников. Одним из поставщиков оказалось немецкое подразделение зарегистрированной в Нью-Йорке компании International Flavors & Fragrances (IFF) — одного из крупнейших в мире производителей ароматизаторов. Сообщается, что за последние несколько лет эта фирма поставила Noy İç Ve Diş Ti̇caret не менее 80 тонн нитроцеллюлозы.
В IFFзаявили, что компания была удивлена фактом поставки ее нитроцеллюлозной продукции в Россию. Там отметили, что приостановили коммерческие связи с российскими клиентами в апреле 2022 года. Фирма пообещала «пересмотреть условия продажи и отношения» с турецким поставщиком.
Производитель отдельно заявил, что в их товарах недостаточно азота, чтобы использовать их при производстве боеприпасов. Опрошенные WSJ химики говорят, что содержание азота в нитроцеллюлозе гражданского назначения можно увеличить до приемлемого для ВПК уровня.
Сообщается, что немецкий производитель Hagedorn-NC за последние два года поставил в Россию примерно 500 тонн нитроцеллюлозы и отправила её Noy. Европейское предприятие в ответ на запрос журналистов подчеркнуло, что не производит нитроцеллюлозу для военных целей и что её продукция применяется в качестве связующего в гражданских красках и лаках. Там отмечают, что весь экспорт был «одобрен соответствующими органами».
Ещё одной компанией, которая поставляла взрывчатку турецкой прокладке, оказалась тайваньская TNC Industrial. Представитель компании сообщил, что не знал о поставках продукции в Россию. Там отметили, что тайваньские власти недавно проверили производителей сырья для взрывчатки и их клиентов на соблюдение требований безопасности.
Примечательно, что дефицит бездымного пороха для производства боеприпасов начали испытывать и страны НАТО. Президент Франции Эммануэль Макрон признавал, что нехватка производных нитроцеллюлозы «особенно» сказалась на европейской военной промышленности. Год назад FT также писало о дефиците взрывчатки у европейских поставщиков. Несколько дней назад премьер-министр Румынии Марчел Чолаку заявил о планах построить пороховой завод совместно с немецкой Rheinmetall для нужд НАТО и Украины.
Недавно стало известно, что несмотря на санкции, Россия продолжила импортировать западное оборудование для создания электроники. По посдчётам «Важных историй», с начала войны в Россию ввезли британское оборудование для проверки деталей на 360 миллионов рублей.