Южная Осетия возобновила процесс переговоров о вхождении в состав РФ
Вопрос о вхождении Южной Осетии в состав РФ уже обсуждается с Кремлём. Об этом в комментарии РИА «Новости» сказал председатель парламента республики Алан Алборов.
По словам чиновникам, возможность вхождения республики в состав РФ уже «обсуждается в тесной координации» с властями России. Заявляется, что стороны хотят учесть все ранее принятые договора и взаимоотношения. Дату вероятного принятия решения парламентарий не назвал.
Фактически, вхождение Южной Осетии в состав РФ обсуждается уже более 20-ти лет. В 2006 году президент региона Эдуард Кокойты заявил, что, формально, его республика продолжает оставаться в составе России. Он сказал журналистам, что его правительство намерено «в ближайшее время подать заявление в российский Конституционный суд». В качестве основания для рассмотрения дела предлагалось использовать документ о вхождении единой Осетии в состав Российской империи, который утвердили в 1774 году. Чиновники настаивали, что Россия так и не выпустила обратного документа «о выходе южной части Осетии ни из Российской империи, ни из Российской Федерации».
Судя по всему, имелся в виду Кючук-Кайнарджийский мирный договор, которым Екатерина II завершила первую Русско-турецкую войну. Примечательно, что в тексте этого распоряжения Осетия ни в каком виде не упоминается. Тем не менее, его составители говорили о Грузии, в дела которой российская корона пообещала «не вмешиваться».
«В части Грузии и Мингрелии находящиеся крепости Богдадчик, Кутатис и Шегербань, российским оружием завоеванные, будут Россией признаны принадлежащими тем, кому они издревле принадлежали, так что ежели подлинно оные города издревле или с давнего времени были под владением Блистательной Порты [Османской империи], то будут признаны ей принадлежащими; а по размене настоящего трактата в условленное время российские войска выдут из помянутых провинций Грузии и Мингрелии <..>Но как помянутые народы находятся подданными Блистательной Порты, то Российская империя не имеет совсем впредь в оные вмешиваться, ниже притеснять их», — говорилось в документе
Ожидалось, что в регионе проведут отдельное голосование насчёт того, войдёт ли он в состав России в качестве нового субъекта. В 2014 году посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев сказал, что страна «никакого референдума» о вхождении в состав России «проводить не собирается» и что «никаких решений на этот счет не принято». 13 мая 2022 года новый президент Южной Осетии Анатолий Бибилов назначил дату этого референдума на 17 июля. 30 мая мероприятие перенесли на неопределённый срок из-за «неопределённости правовых последствий вопроса, выносимого на референдум».
В конце февраля съезд депутатов частично признанной Приднестровской республики обратился в Совет Федерации и Госдуму с просьбой принять меры по «защите Приднестровья в условиях усилении давления со стороны Кишинёва». В обращении отмечалось, что на территории региона живёт более 200 тысяч граждан РФ.
«На Приднестровье оказывается социально-экономическое давление, что прямо противоречит европейским принципам и подходам в области защиты прав человека и свободной торговли <..> Молдавия приняла закон о сепаратизме, создав предпосылки для уголовного преследования буквально каждого гражданина Приднестровья. Приднестровцы подвергаются дискриминации и произволу при пересечении границы Молдавии», — говорилось в документе.
За несколько дней до начала войны главы ДНР и ЛНР также обратились к Путину с просьбой признать их «независимость» от Украины. Спустя несколько месяцев Кремль «принял» регионы в состав РФ.