За первые девять месяцев 2023 года Кремль собрал с «новых регионов» 144 миллиарда рублей налогов
Кремль получил от оккупированных территорий Украины более 140 миллиардов рублей налогов. При этом ещё около 670 миллиардов рублей, собранных со всех регионов РФ, находятся в статусе «неопределённых» из-за сбоев в новой системе оплаты. Об этом в интервью РБК рассказал глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров.
Во время интервью чиновника спросили о поступлениях налогов «из новых регионов» РФ, которые Путин «присоединил» в сентябре прошлого года. За первые шесть месяцев этого года местные физ- и юрлица перевели в бюджет 64 миллиарда рублей. Как рассказал Егоров, к концу сентября этот показатель вырос до 144 миллиардов.
Глава ФНС признал, что его подчинённые просто перерегистрировали существующие предприятия в российских системах и начали взимать сборы. По его данным, на территории аннексированных регионов (за исключением Крыма) действует 138 тысяч компаний и ИП. Он отдельно похвастался результатами опросов, согласно которым 90% налогоплательщиков в ЛДНР, Херсонской и Запорожской области «положительно оценивают» работу его ведомства.
«Принципиально важен подход к задаче. На начальном этапе мы очень много сил, времени и интеллектуальных ресурсов бросили на то, чтобы людям обеспечить простоту регистрации. По сути, сделали конверсию — конвертировали юрлиц, которые там уже были зарегистрированы, в правовое поле России. В новых регионах уже около 138 тысяч компаний и ИП, которые работают институционально, обладая полной правоспособностью. Нужно было обеспечить налогоплательщиков инфраструктурой, то есть представительством в виде подразделений. А также информационное обслуживание. Достаточно непростой путь», — сказал Егоров.
У чиновника также спросили насчёт внедрения Единого налогового счёта: формально, инициатива должна была сократить затраты на бюрократию и сборы через переход на оплату всех налоговый обязательств одним платежом с указанием ИНН и общей суммы выплат. В дальнейшем деньги распределяет государственная система.
Пятнадцать российских регионов пожаловались, что после внедрения проекта поступления в региональные и местные бюджеты резко сократились. Более того, у местных властей просто не было инструментов, чтобы выяснить детали о поступлениях. Проблема коснулась Петербурга, Татарстана, Краснодарского и Приморского края, а также Свердловской области и ряда других субъектов РФ.
Егоров признал, что сейчас система работает некорректно. По его словам, общая сумма «платежей в статусе невыясненных» в сентябре составила 670 миллиардов рублей. При этом он заявляет, что налоговики уже разбираются с задачей и корректируют работу платформы. По его словам, количество жалоб на некорректное функционирование с начала года сократилось в четыре раза.
«Реформа состоялась. Мы анализируем все обращения, в том числе по сверкам и по ошибкам, которые, что греха таить, и раньше были в системе. Число обращений на эту тему сократилось в четыре раза. За последние четыре недели не выявлено ни одной ошибки по обращениям налогоплательщиков. Мне кажется, это хорошая история», — сказал он.
Физ- и юрлица с оккупированных территорий начали платить налоги в российский бюджет 1 января этого года. Для них установили «временные переходные положения и налоговые льготы», чтобы им было легче адаптироваться к новой системе. В рамках упрощённой системы плательщики из ДНР и ЛНР платят Кремлю по ставке 3%,(7% для «доходов, уменьшенных на величину расходов»). Оккупированные участки Херсонской области платят по 2%, а Запорожской областях — по 5%. Как заявляют в ФНС, это «существенно ниже базовых ставок, установленных Налоговым кодексом, что повышает инвестиционную привлекательность регионов и стимулирует деловую активность субъектов малого и среднего предпринимательства».
В сентябре в Госдуме предложили повысить налоги, чтобы собрать с россиян 2,5 триллиона рублей. Весной парламентарии также предложили отчислять 1% со счетов в барах и кафе в фонд племянницы Путина для поддержки «участников СВО». По посдчётам WSJ на основании официальной статистики, недавно Россия увеличила нефтегазовые доходы бюджета, несмотря на введение «ценового потолка» G7.