9 февраля 2023, 20:04
В Госдуме предложили конфисковать имущество, полученное в результате киберпреступлений
Госдума в первом чтении приняла законопроект о конфискации имущества за киберпреступления. Один из авторов предложил передавать изъятые средства жертвам правонарушений. Предложение поддержали в Верховном суде, но отказались поддерживать в правительстве.
Инициативу в ноябре прошлого года внесли 3 депутатов и сенатор Клишас. В ней предлагается внести статьи о «Неправомернлм доступе к компьютерной информации» (статья УК РФ 272), «Создании, использовании и распространении вредоносных компьютерных программ» (статья 273) и «Нарушении правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей» (статья 274) в перечень оснований для конфискации имущества.
В пояснительной записке авторы пожаловались на рост «совершаемых в Российской Федерации компьютерных преступлений». Со ссылкой на МВД они сообщили, что «каждое четвёртое преступление» совершается с использованием компьютеров, мобильных телефонов и Интернета. Законодатели считают, что конфискация поможет «повысить эффективность мер по противодействию» киберпреступлениям.
«В целях повышения эффективности мер по противодействию преступлениям, совершаемым в сфере компьютерной информации, законопроектом предлагается внести [поправки в УК], что позволит применять конфискацию имущества, полученного в результате совершения указанных преступлений», — говорится в документе.
Как отметил председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв, конфискация «нажитого киберпреступниками» имущества «послужит восстановлению справедливости». Он предлагает «направить эти средства на возмещение ущерба потерпевшим». Тем не менее, в самом законопроекте об этом ничего не говорится.
Предложение уже поддержал зампредседателя Верховного Суда РФ Владимир Давыдов. Он написал, что инициатива у него «принципиальных возражений оно не вызывает».
Тем не менее, против таких мер выступили в правительстве. Там отметили, что «меры конфискации имущества не могут быть распространены» на преступления, так как уже подразумевается, что «деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения данных преступлений, и доходы от этого имущества подлежат возвращению законному владельцу». Более того, технику киберпреступников уже могут изымать в качестве орудия преступления.