Латвия предоставила убежище экс-полицейскому, который бежал из России после начала войны

Бывшему полицейскому из Псковской области Станиславу Башилову, который нелегально пересёк границу с ЕС, выдали статус беженца в Латвии. Изначально ему отказала пограничная служба, но суд встал на его сторону. Об этом он рассказал в интервью для «Север.Реалии».

Ранее Башилов отучился в техникуме, а позже — в школе полиции во Пскове. Он заявляет, что «работал без нареканий», но «начал конфликтовать с другими сотрудниками» и наблюдал «откровенный трэш» с их стороны, после чего ушёл из МВД.

«Я туда устраивался, чтобы действовать по закону, помогать людям, а не чтобы пойти гаишником и брать взятки. Работал в отделе охраны и конвоирования, часто общался с людьми, знакомился с делами. Видел, какая у нас дырявая система, как прокуроры уходят вместе с судьями на вынесение решения.<..> Пытался с этим бороться, но понял, что один сержант мало на что влияет. В общем, как говорят в России, нормальные люди в полиции не задерживаются. Уволился», — поделился Башилов.

Он добавляет, что «сразу после этого пошел за Навального стоять во Пскове» и «устроился на завод, работал, одновременно ходил на митинги». В начале марта 2022 года на адрес родителей пришла повестка с его именем. Тогда экс-силовик решил сбежать из страны

«По опыту службы я понимал: за тебя могут подписать контракт, тебя могут склонять, шантажировать. В том месте, где я служил, прямо принуждали подписывать контракт, заставляли писать объяснительные, строили: "Вы твари, вы никто, вот только вооруженным силам вы и нужны". После такого получить повестку и еще раз как минимум через этот ад проходить ты не захочешь», — рассказал Башилов.

У бывшего полицейского не было «шенгена», поэтому он решил пересечь границу с ЕС через «место, где можно было проскочить» с «пожитками». Он уточняет, что «просто через забор перелез, потом шел через лес, вышел на дорогу и долго шёл по ней», благодаря чему оказался на территории Латвии.

«Подошел вплотную к городу Виляка, чуть подтёр одежду и вышел из леса. Походил по городу, посмотрел дорогу в Ригу. <..> подзарядил телефон, и к моменту, когда я выходил из леса, заряда оставалось процентов 20. <..> Пытался ориентироваться по местности <..> Думал, если пограничникам в лесу попадусь, они меня или пристрелят, или обратно вытолкнут. Поэтому решил вопрос кардинально: сел в автобус. В Риге переночевал в подъезде. <..> Пришёл в отделение полиции. <..> Офицеру я сказал, мол, так и так, я перешел границу незаконно, хочу политического убежища. Он посмотрел на меня, растерялся на секунду», — вспоминает Башилов.

Позже мужчину «подвезли к зданию погранслужбы» и определили в лагерь для соискателей убежища в Муцениеки, недалеко от столицы. Там он прошёл «интеграционные курсы», получил сертификат A1 по латышскому языку. Ему также выдали разрешение на работу, после чего он устроился в онлайн-казино. Тем не менее, в августе ему отказали.

«Отработал полтора месяца, скопил некоторую сумму. И в августе получил отказ в убежище. Мир рухнул. Думаю: "Все, конец. Сейчас опять к пограничникам, придет добрый дяденька из ФСБ, поеду на войну или сяду в тюрьму" <..> Миграционная служба в своем основании отказа писала мне о том, что, мол, Стас, у тебя есть какая-то политическая мотивация. Ты писал какие-то комментарии в сети, в протестах участвовал. Но угрозы-то жизни нет, ты можешь возвращаться в Россию», — рассказывает бывший полицейский.

В своём решении сотрудники службы сослались на данные 2021 года и заявили, что экс-силовик «свободно мог отказаться» от участия в войне с Украиной «не увидели признаков призыва именно на войну» в присланной родителям повестке.

Как рассказывает беженец, в Службе госбезопасности добавили, что граждане РФ «не считаются прямо оплотом благонадежности, многие из них могут быть подосланы как шпионы». Тогда Башилов с ментором-волонтёром «написали заявление на бесплатного адвоката, с которым вместе и обжаловали отказ через суд по вновь открывшимся обстоятельствам» и отдельно запросили открытое заседание.

Судья заявил, что ему предоставили «информацию общего характера», при том, что «дела просителей убежища рассматриваются индивидуально».

«Пятнадцатого [декабря] пришло решение [суда]. Офицер погранслужбы позвонила. Мне сказали, так и так, ты беженец, можешь никуда не убегать», — сказал

В ноябре сообщалось, что осуждённый таллинским судом за шпионаж россиянин вернулся в Эстонию и попросил политического убежища. Глава местной контрразведки тогда заявил, что это первый такой случай в истории, и отметил, что сотрудникам российских спецслужб будут «более чем рады» в стране.