3 ноября 2022, 11:15
ЕСПЧ запретил экстрадицию в Китай
Европейский суд по правам человека запретил экстрадицию гражданина Тайваня в Китай, т.к. в ином случае будет нарушена статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о запрете пыток и других форм жестокого обращения. Приговор устанавливает прецедент для всех 46 государств-членов Совета Европы.
Дело было возбуждено по заявлению гражданина Тайваня Хун Тао Лю, который не принадлежит ни к религиозному, ни к этническому меньшинству и не занимается политикой. Вероятно, правительство КНР обвиняет его в в онлайн-мошенничестве, беловоротничковом преступлении — исторически самые лёгкие случаи для Пекина, чтобы добиться экстрадиции.
Его экстрадиция была одобрена правоохранительными органами Польши, в том числе Верховным судом. Заявитель утверждал, что его экстрадиция в Китай нарушила бы статьи 3 и 6 ЕКПЧ, касающиеся пыток и жестокого обращения и лишения права на справедливое судебное разбирательство. На этом основании ЕСПЧ единогласно постановил, что экстрадиция гражданина Тайваня в Китай недопустима.
Суд также признал его чрезвычайно длительное содержание под стражей в течение пяти лет в ожидании окончательного решения нарушением польскими властями статьи 5 против произвольного задержания. Несмотря на то, что польские власти могут подать апелляцию о передаче дела в большую палату, высший орган суда, чёткое решение делает это маловероятным, а в случае подачи оно, скорее всего, будет отклонено и может привести к даже более строгим санкциям против Польши.
«Решение по делу Лю является необычным для ЕСПЧ. Это первое дело, дошедшее до Страсбургского суда в связи с экстрадицией в Китай. Многие другие дела не получили разрешения. Например, 94 человека были экстрадированы из Испании», — говорит Бен Кейт, юрист, специализирующийся на вопросах экстрадиции и имеющий многолетний опыт работы с ЕСПЧ.
Предыдущее решение суда ЕСПЧ уже установило, что «страновые отчёты» министерств иностранных дел и отчёты органов ООН следует рассматривать как авторитетные. Большая часть информации, лежащей в основе решения, исходит из отчётов ООН, в том числе из Комитета против пыток. Отчёты о Китае за 2008 и 2016 годы на регулярной основе сообщают о систематических пытках в китайских концлагерях и тюрьмах. Примечательно, что последний отчет Китая комитету должен был быть представлен в конце 2019 года, но до сих пор не подан.
Последнее расследование Safeguard Defenders 110 Overseas, использовав только данные китайской полиции, правительства и государственных СМИ, показывает, что в рамках тактики «убеждения вернуться» Китай применяет угрозы в отношении детей, супругов и семей уехавших. Власти КНР утверждают, что с апреля 2021 года по июль 2022 года таким образом было возвращено 230 000 человек. С этим связано создание подпольной сети «полицейских участков» для преследования несогласных за рубежом. Ранее правозащитники обнаружили 54 группировки в 30 странах. В том числе, и в Европе.
Также правозащитники обращают внимание на нарушение прав человека в Гонконге. Особенно в связи с принятием закона о защите национальной безопасности. С помощью него Компартия Китая преследует оппозицию и терроризирует местное население. Они считают, что в связи с растущим числом судов, отказывающих в экстрадиции, и, в частности, ввиду серьёзного ухудшения китайской системы уголовного правосудия, каждое государство-член ЕС, имеющее договор об экстрадиции с Китаем, должно приостановить его действие.
Вердикт ЕСПЧ, скорее всего, будет означать, что практика экстрадиции подозреваемых в Китай из Европы станет практически невозможной, несмотря на подписание некоторыми государствами договора об экстрадиции с Китаем. Единственными европейскими странами, не связанными этим решением, являются Беларусь и Россия, исключённая из организации весной 2022 года после отказа выполнять решение суда.