21 октября 2022, 06:13
В московских музеях цензурируют работы, напоминающие о войне с Украиной — «Важные истории»
В московских музеях современного искусства изменяют или снимают экспонаты, которые могут напоминать о войне с Украиной. За подписи антивоенных писем или публикацию постов против российской агрессии кураторов и художников отстраняют от выставок. Об этом «Важным историям» рассказали сами художники.
После 24 февраля кураторы должны отсылать в московский Департамент культуры досье на художников со ссылками на их соцсети. Это делается, чтобы не допустить работы людей с антивоенной позицией.
Одна из художниц рассказала, что её настоятельно попросили замазать работу. Иначе её не пропустили бы на выставку «Мастерская. 20’22. Future is now» в Московском музее современного искусства (ММОМА). В фотоколлаже «Цифровые тени» девушка использовала скриншоты видео с падающими самолётами. Художница предлагала зрителю представить, что будет после апокалипсиса. «Были претензии, что это похоже на взрывы», и часть с самолётами замазали — чтобы не было ассоциации с войной.
Другая художница планировала представить работу на выставке в ММОМА, посвящённой будущему. Выпускница «Свободных мастерских» задумала работу «Точка распада» ещё прошлой осенью. Части человеческого тела из белой глины должны были показать, как цифровой мир расщепляет человека.
«Испугались, что может напомнить новостные кадры из Украины. Поэтому решили сделать только маски [лиц] и кисти рук. Им показалось, что так будет выглядеть менее травматично», — рассказала девушка.
Два близких к ММОМА источника объяснили, что «распоряжения» о цензуре поступают от Департамента культуры Москвы. В устной форме оно передаётся руководству музея, те сообщают кураторам. Сотрудникам ММОМА необходимо избегать изображений обнажённых тел, его оторванных частей — чтобы «минимизировать любые ассоциации, связанные с войной» — и последствий взрывов. Один из собеседников рассказал, что музею дали понять, за ним «наблюдают» власти. Поэтому организация стала прибегать к самоцензуре.
Собеседники проекта из московской музейной среды отмечают, что цензура началась с выставки в ММОМА «Тонкие граждане». Она закрылась в день открытия, 13 июля. Её два года готовили выпускники магистерской программы ВШЭ и музея «Гараж». В проект «оказались привнесены смыслы и заявления с политическим подтекстом», которые ММОМА как государственное учреждение не считает допустимым транслировать.
Выставочный проект «Тонкие граждане» прошёл конкурсный тематический отбор ещё в 2021 году. Как рассказала куратор Кира Матиссен, примерно в июле 2022 года, за месяц до намеченного открытия выставки, она подала руководству галереи стандартные сведения о работах. Тогда из центрального офиса «Выставочных залов Москвы» пришёл запрос на более подробное рассмотрение работ.
Запретили к показу напольный объект и графику. По данным «Радио свободы», одна из работ представляет окружённым заборчиком слиток, символизирующий золотой запас. Придрался цензор и к раритетным иллюстрациям: «Игра в аду», «Пустынники» и «Пустынница» Гончаровой, «Полуживой» Ларионова, Розановой к «Взорваль», «Война» и «Американские фашисты» Соколова.
Как отмечает проект, у частные галерей ещё осталась возможность свободно выставить работы. Так, Матиссен перенесла выставку «Вывеска-Месседж» из госгалереи «На Каширке» в частный Зверевский центр современного искусства. Хотя летом по требованию сотрудников центра «Э» на выставке Янины Болдыревой «Чёрный календарь» сняли одну из работ. Она выставлялась в частной галерее «Триумф».