2 августа 2022, 11:03
Минюст объяснил судьям и следователям разницу между «фейками» и «дискредитацией» российской армии
Министерство юстиции России подготовил две методички о судебных экспертизах по новым статьям, связанным с военной цензурой. В этих руководствах объясняется, как отличить «фейк» о действиях ВС РФ от «дискредитации». Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на адвоката проекта «Сетевые свободы» Станислава Селезнёва, который предоставил копии этих пособий.
Как считает ведомство, «утверждение о факте» относится к статье о «распространении заведомо ложной информации», а негативное «мнение» о действиях армии — к «дискредитации». Как утверждает Селезнёв, обе методички разосланы по региональным управлениям Минюста.
Методичка содержит пояснения для проведения лингвистической экспертизы. Из рекомендаций следует, что выражение негативного мнения о вооружённых силах России — уже дискредитация этих самых вооружённых сил. Также внимание уделяется понятию «фейк» (которого нет в законодательстве). Относительно этого авторы методички отмечают, что «основная задача» экспертизы — «установление способа подачи содержащейся в материале информации». То есть «фейк» можно определить по подаче и контексту, а не по соответствию утверждения фактам.
Что же касается «дискредитации» — в задачу эксперта входит найти оценку действий армии в том или ином высказывании. Если действия армии оцениваются негативно — то это дискредитация. Экспертиза таким образом подменяет собой расследование, а не помогает ему.
Уголовная ответственность за «дискредитацию» ВС РФ была введена в начале марта. Соответствующую поправку тогда приняла Госдума.