27 мая 2022, 21:26

Дмитрий Быков
сказал 27 мая
Ехать работать на оккупированные территории Украины — не преступление


27 мая писатель и журналист Дмитрий Быков дал интервью ведущей канала Фонда борьбы с коррупцией «Популярная политика». Одной из тем разговора стал выбор, с которым сталкиваются граждане России в контексте войны в Украине: уехать из страны или остаться. По словам Быкова, ни один из этих вариантов не освобождает от ответственности за действия российской армии в Украине. В ответ на эту реплику один из зрителей программы задал вопрос, правильно ли с моральной точки зрения ехать на оккупированные территории для того, чтобы восстанавливать дороги, по приказу начальства.
«Мне кажется, что восстанавливать дороги — дело благое, а делать это на стороне оккупанта — не очень благое дело. Украина сама будет восстанавливать свои дороги. Я уверен, что с помощью России, но не сейчас. Хотя большого преступления не будет в том, чтобы сейчас поехать», — сказал писатель.
Писатель заблуждается. Ехать на оккупированные территории Украины будет плохой идеей не только с точки зрения морали, но и с точки зрения фактических законов этой страны.
Нормы международного военного права не считают ремонт дорог на оккупированной территории преступлением. Напротив, необходимость поддерживать объекты инфраструктуры в удовлетворительном состоянии прописана в статье 55 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года. Захватчик имеет право управлять и пользоваться захваченной недвижимостью, её запрещено лишь уничтожать без военной необходимости.
Женевская конвенция 1949 года тоже не называет ремонт оккупированной недвижимости военным преступлением. Согласно этому документу, к ним относятся лишь грабеж или иной захват имущества, который противоречит международному гуманитарному праву, и уничтожение имущества, не вызванное военной необходимостью.
Однако прежде чем приступить к ремонту дороги, до неё следует доехать. Здесь уже всё не так однозначно. Публичные лица Украины не раз заявляли, что не признают суверенитет Донецкой и Луганской народных республик, а республику Крым и Севастополь не считают субъектами Российской Федерации. Для них эти территории, как и те, что были захвачены российскими войсками после 24 февраля, временно оккупированы. В этом случае на них де-юре распространяется международное и украинское право.
Международные конвенции признают действие уголовного законодательства оккупированной страны даже на тех территориях, которые она фактически не контролирует. Это значит, что на территориях ЛНР, ДНР, Крыма, Севастополя и других оккупированных российской армией областях всё ещё действует запрет на въезд граждан России, который Украина ввела 28 февраля. Таким образом, поездка на оккупированные территории, даже если въезжающий смог беспрепятственно добраться до дороги, которую он собрался ремонтировать, будет считаться незаконным пересечением границы Украины.
В этом случае, при условии, что ремонтник предстанет перед украинским судом, и его вина будет доказана, ему грозит до трёх лет лишения свободы. Если же он решит поехать ремонтировать дорогу не один, а с бригадой ремонтников, то и вовсе до восьми лет.
Дмитрий Быков заблуждается, когда говорит, что поездка на оккупированные украинские территории с благой целью не будут преступлением. Юридически ответственность всё-таки может наступить, потому что на оккупированных территориях де-юре всё ещё действуют украинские законы.